IV. Формирование восприятия устной речи 2 страница

7. «Ромашки».

Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звук [С], либо звук [3].| Ребенок берет лепесток, называет картинку, определя-и ет, какой из заданных звуков есть в этом слове ([С] иляЯ [3]), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

8. Подобрать слова со звуком [С] или [3] в начале слова.

9. Подобрать слова со звуком [С] или [3] в середине слова.

10. Отгадать загадки. Определить, какой звук ([С] или1 [3]) встречается в отгадке, назвать его местоположение

Зимой на земле лежал, Весной в реку побежал.

(Снег) Сложишь — клин, Развернешь — блин.

(Зонт) С хозяйкой дружит, А на чужих лает, В дом не пускает.

(Собака) Два братца Через дорожку живут, А никогда не видятся.

(Глаза) Сто одежек, И все без застежек.

(Капуста) По земле ползет, А к себе не подпускает.

(Змея)

11. «Кому письмо?»

На столе две игрушки: собака и зайка. Логопед говорит детям, что игрушкам пришли письма, но почтальон

не знает, кому какое письмо доставить, и просит детей помочь. На конвертах есть марки с картинками, в на-

рании которых встречается звук [С] или звук [3]. Ребе­нок должен назвать картинку на марке, определить, какой звук есть в ее названии и, соответственно, кому Адресовано это письмо. 12. «Закончи стихотворение». Логопед читает стихотворение. Ребенок добавляет ■('достающее слово, определяет, какой звук встречает-■Сив этом слове и его местоположение.

Вещунья белобока,

А зовут ее ... (сорока).

Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался ... (зайка).

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую ... (лису).

Ходит по лесу хорек, Хищный, маленький ... (зверек).

Эй, не стойте слишком близко — Я тигренок, а не ... (киска).

Зайка громко барабанит:

Он серьезным делом ... (занят).

Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для ... (нас). Каждый тут в лесу талант — И певец, и ... (музыкант).

Кто один имеет рог? Отгадайте — ... (носорог).

Телефон опять звонит, От него в ушах ... (звенит).

13.Составить графические схемы слов с заданными звуками. Обозначить на схемах звук [С] синим кружком, звук [3] — зеленым.

14.Подобрать картинки со звуками [С] и [3] к аред-Я ложенным схемам,

15. «Четвертый — лишний».

Логопед говорит: «Мы в игру с тобой играем, слово Л слову подбираем: санки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний — выйди вон». Детям предлагается найти Щ назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

2.1. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В специальной литературе указывается на возмож­ность сочетания дизартрии с другой речевой патологи­ей (Р. И. Мартынова, 1979; Е. М. Мастюкова, М. В. Иполитова, 1985; Г. В. Гуровец, Л. Р. Давидович, С. И. Маевская, 1986). Наряду с ярко выраженными, тяжелыми формами сочетаний речевых расстройств возможны и их стертые формы.

По мнению ряда авторов, стертая дизартрия представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонетическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи (Е. Ф. Соботович, 1971, 1974; Л. В. Лопатина, 1986; Н. В. Серебрякова 1987).

Для состояния лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи различного патогенеза, в частности при дизартрии, характерна несформированность большинства компонентов речевой функциональной системы, многих языковых процессов. Это выражается, например, в бедности словаря и трудности актуализации его в экспрессивной речи (Р. Е. Левина, 1968;Л. Ф. Спирова, 1980). В ряде случаев редко употребляющиеся в речевой практике слова дети заменяют другими, ошибочно используют слова обобщающего значения либо вообще их не знают. В речи детей часто встречаются разнообразные и стойкие семантические недостатки связанные с образованием антонимической парадигмы. Неадекватное использование антонимических средств языка, неточности их речевого употребления обусловлены недостаточностью осознания парадигматических связей и отношений, лежащих в основе антонимической модели и основанных на четком противопоставле­нии родовидовых понятий. Распространенные в языко­вой продукции дошкольников со стертой дизартрией мо­дели антонимических пар, в основе которых лежит эле­мент отрицания, не способствуют образованию логичес­кой основы антонимии, представляя собой неполную, ослабленную позицию из-за значительной неопределен­ности второго члена оппозиции (Л. В. Лопатина, 1986). С точки зрения языковой нормы данный способ мало­употребителен и малоэффективен, так как значение про­тивопоставления здесь не передается ни лексическими, ни грамматическими средствами. У детей со стертой дизартрией «процесс систематизации лексики и организации семантических полей осуществляется в более поздние сроки и имеет качественное своеобразие» (Н. В. Серебря­кова, Л. Г. Парамонова, 1986, с. 69).

Исследования, проведенные Н. В. Серебряковой (1996), свидетельствуют о наличии количественных и качественных особенностей лексики этих детей по сравнению с детьми без речевой патологии. Прежде всего обращает на себя внимание ограниченность объема словаря, осо­бенно предикативного, а также большое количество на мен слов по семантияеекому признаку, указывающих на несформированность семантияееких полей, на недостаточность выделения дифференциальных признаков значений слов. «Дети со стертой дизартрией не знают mi неточно употребляют многие общеупотребительные слова, обозначающие зрительно сходные предметы, части предметов, части тела; прилагательные, обознача­ющие признаки толщины, высоты, ширины; глаголы, обозначающие голосовые реакции животных, семантичеки Bi.ii близкие действия» (Н. В. Серебрякова, 1989, с. 101). I Многочисленные замены слов, допускаемые детьми А стертой дизартрией, автор объединяет в следующие ■руцпы: замены семантически близких слов, относя­щихся к одному семантическому полю; замены словообразовательными неологизмами; замены однокореннымисловами и словами, сходными по артикуляции.

Специфическими особенностями лексики дошколь­ников со стертой дизартрией также являются: большая степень немотивированности ассоциаций; недостаточная структурная организация семантических полей; иные, чем у детей с нормальным речевым развитием, соотношения между типами ассоциаций; малый объем семантиче­ского поля; ограниченное количество смысловых связей слова. Лексическая недостаточность у этих детей проявляется и в трудностях группировки слов (даже семантически далеких), свидетельствующих о неточном понимании значений многих слов, о невозможности в ряде случаев выделить существенные признаки в их значении, и в трудностях выполнения заданий на подбор антонимов и синонимов. Исследованием Н. В. Серебряковой выявлен комплекс факторов, обусловливающих недостаточную сформированность антонимических и синонимических отношений в языке: ограниченность объема словаря, несформированность семантических полей, неумение выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак и сопоставлять слова по существенному семантическому признаку.

Исследование такого аспекта изучения лексики у дошкольников со стертой дизартрией, как структура значения слова, позволяет констатировать у детей с этой формой речевой патологии отклонения от нормы в соотношении денотативных и лексико-семантических (еигвнификативных) компонентов значения, выражающиеся в преобладании денотативных компонентов над си Лнификативными, синтагматических связей над парадигматическими, в более ограниченном использовании Т^Нпов синтагматических связей (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001).

Грамматический строй речи детей со стертой дизартрией, в отличие от речи детей с нормальным языковым развитием, характеризуется неусвоенностью не которых сложных грамматических форм: творительного падежа, именного управления, атипичных форм, разграничения окончаний по типам склонений. Дети со стертой дизартрией овладевают грамматической системой языка в значительно более поздние сроки (Е. Ф. Соботович, 1981).

По данным Е. Ф. Соботович, аграмматизмы в устной речи данной категории детей связаны прежде всего с нарушением двигательной дифференциации фонем. Так, например, нарушение дифференциации [Ы] — [И], твер­дых и мягких согласных, сонорных звуков [ЛЬ] — [И] обусловливает соответствующие изменения во флекси­ях (у белкы, с собаколь). Другие ошибки связаны с по­терей звукового образа слова. Нечеткость слухового и кинестетического образа слова (и особенно окончаний) приводит к нарушениям морфологической системы язы­ка, формирование которой тесно связано с противопостав­лением окончаний по их звуковому составу. Показатель­ными симптомами морфологических нарушений являют­ся неверные согласования в роде и числе, достаточно стой­кие нарушения парадигмы склонения и спряжения. На­рушения морфологической системы языка у детей со стер­той дизартрией выражаются и в существенных трудностях словообразования, проявляющихся в наличии большого количества ненормативных словообразований, несформированности системы даже продуктивных словообразова­тельных моделей (наличии окказиональных словообразонаний производных слов даже с продуктивными суффик­сами), наличии вариативных замен аффиксов, различа­ющихся по значению. Такие нарушения обусловлены раз­личными факторами и их сочетаниями: несформированностью или нарушением систематизации словообразова­тельных моделей, неправильным выбором суффиксов, трушением процесса комбинирования морфем (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001).

Таким образом, патология двигательного звена, при­водя к возникновению в структуре речевого дефекта при стёртой дизартрии ведущих фонетических расстройств, одерживает в целом формирование речевой функциональной системы и овладение всеми элементами языка (фонематическими, лексическими, грамматическими) обусловливает их качественное своеобразие.

2.2. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Эти направления коррекционной работы тесно связаны между собой и реализуются параллельно. Так, например, расширение объема словаря и уточнение значений слов проводится в ходе работы над предложением.

Основными задачами логопедической работы по кор­рекции нарушений лексико-грамматического строя речи являются обогащение словаря, уточнение значений слов, усвоение морфологических средств языка. Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, но и точное употребление слов. Я умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка.

Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией проводится по следующим направлениям:

1)обогащение словаря;

2)уточнение значений слов;

3)формирование словоизменения;

4)формирование словообразования.

Работа по развитию лексики направлена па увеличение словарного запаса (за счет усвоения новых слов вЯзначений), качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значеш^Ислов, переносного значения слов и словосочетаний).

Работа над словарем осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, на­речий начиная со слов, наиболее часто употребляющих­ся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. В работе по уточнению значений слов конкретизируются все компоненты значения слова с уче­том их формирования в онтогенезе. В процессе проведе­ния этой работы детей необходимо научить дифференци­ровать значения слов по различным признакам, выделять существенный признак в структуре значения слова.

В процессе формирования словоизменения отрабаты­ваются все грамматические формы слов — существи­тельных, прилагательных, глаголов на основе последо­вательности их формирования в онтогенезе; вырабаты­ваются представления о смысловом (семантическом) зна­чении предлогов, о предлоге как об отдельном слове; дифференцируются значения предлогов и развивается навык правильного употребления той падежной формы существительного, которую требует связанный с суще­ствительным предлог (т. е. уточняется грамматическое значение предлога).

В процессе формирования словообразования осуществляется работа по закреплению наиболее продуктивных словообразовательных моделей с постепенным пе­реходом к непродуктивным. Поскольку значение слова представляет собой единство лексического и граммати­ческого значений, работа по формированию словообразования способствует уточнению значения слова, овла­дению системой грамматических значений.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ по формированию лексики

Обогащение словаря и уточнение значения слова

1. «Соберем урожай». Детям раздаются разрезные картинки с изображени­ем частей овощей и фруктов и две корзинки. Сложив

разрезную картинку, ребенок называет ее, определяет, овощ это или фрукт, и кладет в соответствующую кор­зинку.

2. «Кому что?»

Логопед рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купи­ла новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сло­жил покупки в одну коробку. И теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объясняя свой выбор.

3. «Назови лишнее слово».

а. Логопед читает стихотворение и просит детей назвать лишнее слово.

Со словами мы играем, Слово к слову подбираем: Солет, машина, дом. Выходи из круга вон.

б. Логопед называет ряд слов и просит детей найти лишнее слово, объяснив свой выбор:

ромашка, василек, клубника, роза, мак; шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки; кастрюля, сковорода, бидон, чашка, миска; автобус, трамвай, самолет, машина, троллейбус; пенал, молоток, пила, клещи, отвертка.

4. «Найди лишний предмет».

Детям демонстрируется карточка с контурными изображениями предметов одной тематической группы, среди которых встречается изображение предмета другой тематической группы. Ребенок должен, назвав изображения, найти лишний предмет и обосновать свой выбор.

При правильном выполнении задания он получает картинку с цветным изображением этого предмета:

легковая машина, корабль, самолет, грузовик, дом;

груша, яблоко, виноград, лимон, морковь;

еж, белка, заяц, лиса, рыба;

стол, стул, кровать, шкаф, кастрюля.

5. «Четвертый лишний». Логопед задает детям загадки. Картинки-отгадки вы­ставляются на фланелеграфе. Отгадав загадку, дети дол­жны определить, какая картинка лишняя и почему.

Сижу верхом — Всегда шагаем мы вдвоем,

не знаю на ком. похожие, как братья.

Знакомца встречу — Мы за обедом — под столом,

соскочу, привечу. а ночью под кроватью.

(Шапка) (Ботинки)

С ногами, а не ходит. Пять чуланов,

со спиной, а не лежит, одна дверь.

(Стул) (Перчатки)

6. «Будь внимательным».

а. Детям демонстрируется картинка с изображением овощей (например: лук, огурец, морковь). Логопед называет овощи, изображенные на картинке, и овощ, изображения которого нет (например, редис). Дети должны назвать овощ, изображение которого отсутствует на картинке. (Аналогичное задание можно проводить на материале слов различных тематических групп.)

б. Детям демонстрируются четыре картинки с изображением овощей (например: лук, чеснок, кабачок, огурец). Логопед называет изображение трех овощей (например: лук, кабачок, огурец). Дети должны назвать пропущен­ный овощ (чеснок). (Аналогичное задание можно прово­дить на материале слов различных тематических групп.)

в. Логопед называет детям ряд слов. Они должны внимательно слушать и хлопнуть в ладоши, когда услышать слово, обозначающее овощ (или фрукт, мебель,одежду, транспорт, игрушку):

IV. Формирование восприятия устной речи 2 страница - student2.ru трава, морковь, мак, лук, крыжовник, капуста; апельсин, редис, шиповник, персик, лимон, кабачок; диван, ваза, телевизор, буфет, холодильник, тумбочка; панама, майка, платье, туфли, рубашка, косынка; трамвай, молоток, корова, автобус, метро, вокзал; забор, кукла, кубики, графин, баклажан, юла.

7. «Найди пару». Детям раздаются картинки с изображением различ­ных предметов. Логопед поочередно показывает и на­зывает свои картинки, к которым дети должны подо­брать пару:

чашка — стакан; масленка — сахарница; чайник — кофейник; кастрюля — сковорода; платок — косын­ка; шапка — кепка; платье — сарафан; пальто — куртка; брюки — шорты; носки — гольфы; чулки — . носки; перчатки — варежки; туфли — босоножки; pанец — портфель; люстра — настольная лампа.

8. «Что нужно?»

Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает отобрать среди них те, на которых изображены предметы, необходимые для того, чтобы есть, играть, а рисовать, гулять, спать.

Картинки: тарелка, ложка, чашка, вилка, нож, кукла, кубики, мяч, скакалка, конструктор, краски, цветные! карандаши, альбом, фломастеры ,ластик, кровать, подушка, одеяло, пижама, матрас.

9. «Найди картинку».

Детям демонстрируются картинки с изображением! различных видов транспорта. Логопед просит рассмот- реть их, найти и назвать картинку с изображением того! вида транспорта, о котором можно рассказать, используя слова:

аэропорт, стюардесса, крылья, небо, пилот;

вагон, вокзал, рельсы, купе, проводник;

причал, капитан, море, палуба, моряк.

10. «Продолжи».

Перед детьми изображением вниз раскладываются картинки, названия которых входят в различные тема­тические группы.

Ребенок, взяв картинку, называет ее и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд:

яблоко, слива... трамвай, автобус... сапоги, туфли...

огурец, лук... юбка, рубашка... кукла, юла...

заяц, лиса... корова, собака... молоток, рубанок...

11. «Отгадай-ка».

Логопед читает детям загадки и просит отгадать их, объяснив свою отгадку.

Под соснами, под елками

Угадайте, что за шапка:

Лежит мешок с иголками.

Меха целая охапка.

(Ежик)

Шапка бегает в бору,
У стволов грызет кору.
(Заяц)
Хозяин лесной Я, сознаюсь, виновата:

Просыпается весной, Я хитра и плутовата.

А зимой под вьюжный вой Я в курятник вечерком Спит в избушке снеговой. Часто бегаю тайком.

(Медведь) (Лиса)

Зверька узнаем мы с тобой Трав копытами касаясь, По двум таким приметам: Ходит по лесу красавец, Он в шубке серенькой зимой, Ходит смело и легко, А в рыжей шубке летом. Рога раскинув широко.

(Белка) (Олень)

Сидит дед, в шубу одет. Круглый бок, желтый бок —
Кто его раздевает. Сидит на грядке колобок.

Тот слезы проливает. К земле прирос он крепко.

(Лук) Что это?

(Репка)
Я длинный и зеленый, Щеки красные, нос белый,

Нкусный и соленый, В темноте сижу день целый.

Вкусный и сырой. А рубашка зелена,

Кто же я такой? Вся на солнышке она.

(Огурец) (Редис)

IV. Формирование восприятия устной речи 2 страница - student2.ru Уродилась я на славу. Сидит девица в темнице,

Голова бела, кудрява. А коса на улице.

Кто любит щи — (Морковь)

Меня ищи.

(Капуста)

Среди двора стоит копна — По горам, по долам
Спереди вилы, сзади метла. Ходит шуба да кафтан.
(Корова) (Овца)

Хвост крючком, Сер, да не волк,

Нос пятачком. Длинноух, да не заяц,

(Свинья) С копытами, да не лошадь.

(Осел)

Заворчал живой замок, Мордочка усатая.

Лег у двери на порог. Спинка полосатая,

(Собака) Лапой умывается,

А с водой не знается.

(Кошка)

Круглый, полосатый, Круглая, а не месяц,

С огорода взятый, Желтая, а не масло,

Сахарный и алый стал — Сладкая, а не сахар,

Кушайте, пожалуйста. Хвостатая, а не мышь.
(Арбуз) (Дыня)

Колобок висит все лето Схож он с бусами немножко:

Среди зеленых веток. Каждый листик — какладошка.

Ударит гулко оземь, Был зеленым, а поспел он — ,

Когда наступит осень. Стал янтарным,синим,белым.
(Яблоко) (Виноград)

Родилась она зеленой В шкурке золотистой.

На цветущей белой кроне. Сладкий и душистый.
А потом росла, краснела. (Апельсин)

Как созрела — посинела. (Слива)

Ростом разные подружки, Когда апрель берет свое Но похожи друг на дружку, И ручейки бегут, звеня, Все они сидят друг в дружке, Я прыгаю через нее, А всего — одна игрушка. А она — через меня.

(Матрешка) (Скакалка)

Он пляшет и поет, Эти чудо-кирпичи

И гудит, как самолет. Я в подарок получил.

Он бежит бегом, Что сложу из них — сломаю,

Он жужжит жуком. Все сначала начинаю.

(Волчок) (Конструктор)

Сам пустой, голос густой, Не обижен, а надут,
Дробь отбивает, Его по полю ведут.

Шагать помогает. (Мяч)

(Барабан)
Дали братьям теплый дом, Я, как зонт, не промокаю,
Чтобы жили впятером. От дождя вас защищаю,

Брат большой не согласился И от ветра вас укрою.
И отдельно поселился. Ну, так что же я такое?

(Варежки) (Плащ)

Входишь в одну дверь, Что за друг, без которого

А выходишь из трех. Зимой из дома не выйдешь?

Думаешь, что вышел, (Шапка)

А на самом деле — вошел.

(Рубашка)'
Пять чуланов, Утром я встал,

Одна дверь. На две дороги попал.

(Перчатка) (Брюки)

Отгадай загадку: кто мы? В них упрячешь две ноги —
В ясный день сидим мы. дома. И в мороз гулять беги.
Если дождь — у нас работа. Все в шерсти, а кожи нет,
(Резиновые сапоги) (Валенки)

Нас двое: мы с приятелем,

Как близнецы, похожи.

Когда уйдешь ты из дому,

Мы ждем тебя в прихожей. На улицу не ходим Ни летом, ни зимой. Зато без нас — ни шагу, Когда придешь домой.

(Тапки) Если дождик, мы не тужим — Бойко шлепаем по лужам.

(Галоши)

Если я пуста бываю, Я пыхчу, пыхчу, пыхчу —

Про тебя я забываю. Больше греться не. хочу.

Но когда несу еду, Крышка громко зазвенела —

Мимо рта я не пройду. Пейте чай! Вода вскипела!

(Ложка) (Чайник)

Мой сердечный друг-приятель

В чайном тресте — председатель:

Все семейство вечерком

Угощает он чайком.

Парень дюжий он и крепкий,

Без вреда глотает щепки.

Хоть и ростом невелик,

А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

Щука — в море, Новая посуда, а вся в дырках.
А хвост — на заборе. (Дуршлаг)

(Ковш)

Не летает, не жужжит. Паровоз без колес,

Жук по улице бежит. Вот так чудо паровоз.

И горят в глазах жука Не с ума ли он сошел —

Два блестящих огонька. Прямо по морю пошел?

(Автомобиль) (Пароход)

Братцы в гости снарядились, Он в безбрежном океане

Друг за друга уцепились Туч касается крылом.

И умчались в путь далек, Развернется — под лучами

Лишь оставили дымок. Отливает серебром.

(Поезд) (Самолет)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом — и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю-

Отправляюсь я в полет.

Кто же это?

(Вертолет)

12. «Угадай профессию».

Логопед читает детям загадки об атрибутах разных профессий. Дети должны отгадать загадку, назвать про­фессию, объяснив свой выбор.

Куда нос, туда и хвост.

(Иголка)

Дом из жести,

А жильцы в нем — вести.

(Почтовый ящик) Конь бежит — земля дрожит, Из ноздрей дым валит.

(Поезд) Наведи стеклянный глаз, Щелкнешь раз — и помнят вас.

(Фотоаппарат)
Корабль-великан Рученька-ручища,

Не по морю плывет. Что в земле ты ищешь?

Корабль-великан Ничего я не ищу,

По земле идет. Землю рою и тащу.

Поле пройдет — Горстью землю рою —

Урожай соберет. Путь подземный строю.

(Комбайн) (Экскаватор)

Скручена, связана, Чтоб дорога для тебя

На кол посажена, Стала безопасной,

А по улице пляшет. День и ночь горят огни —

(Метла) Зеленый, желтый, красный.

(Светофор)

Профессии: портной, почтальон, машинист, фо­тограф, комбайнер, экскаваторщик, дворник, мили­ционер.

13. «Узнай, о чем я говорю».

а. Логопед предлагает детям прослушать стихотво­рение и догадаться, какие овощи были в корзине, обо­сновав свою отгадку.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи. И вот...

Расселся, разлегся

В большущей корзине

И красный,

И желтый,

И черный,

И синий,

Здоровый такой

Разноцветный народ.

(Помидор, репа, редька, баклажан)

б. Логопед описывает предмет. Ребенок должен уга­дать предмет по описанию и назвать его, обосновав свой

ответ:

желтый, овальный, кислый... (лимон); пушистая, рыженькая, прыгучая... (белка); стройная, зеленая, колючая... (елка); маленький, круглый, колючий... (еж); красный, круглый, резиновый... (мяч); сочное, спелое, вкусное... (яблоко); холодный, морозный, зимний... (день); теплая, пушистая, меховая... (шуба, шапка); сильный, трескучий, лютый... (мороз);

прозрачная, дли

холодная... (сосулька);

синее, облачное, высокое... (небо).

14. «Чудо-дерево».

Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну, в которой на чудо-деревьях вместо листьев растут одежда и обувь. Только вот чудо-деревья потеряли свои «листья». Дети должны быстро нарядить два чудо-дерева: чудо-дерево-одежда и чудо-дерево-обувь, выбрав нужные картинки. После того как каждое чудо-дерево наряжено, детьми называются части одежды (на­пример: рукав, воротник, карман, манжета) и обуви (например: каблук, шнурки, язычок, подошва).

15. «Объясни».

Логопед называет детям поочередно слова и словосо­четания и просит объяснить, что они означают:

топор, кукла, зеленый, яблоко, моросит дождь, гуляют тучи, земля, как красивый ковер.

Затем детям предлагается дополнить начатое логопе­дом предложение недостающими словами:

Осень... (наступила). Холодный дождь... (моросит). По небу... (гуляют) серые тучи. Желтые листья... (пада­ют) на землю. Земля похожа на... (красивый ковер).

16. «Кто или что это?»

Логопед в случайном порядке называет слова, обо­значающие одушевленные и неодушевленные предме­ты, и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, ставит к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвра­щает мяч логопеду.

Примерный речевой материал:

стол, ребенок, книга, игрушка, собака, птица, цветок, пчела, рыба, дом, дядя, кровать, конь.

17. «Живое—неживое».

Логопед в случайном порядке произносит слова «жи­вое» или «неживое» и бросает ребенку мяч. Ребенок, воз­вращая мяч, должен назвать слово, обозначающее соот­ветственно одушевленный или неодушевленный предмет.

18. «Подбери слова».

Детям предлагается подобрать как можно больше слов к слову, названному логопедом: свежий... (хлеб, ветер, воздух, огурец); старый... (дом, пень, человек, волк); свежая... (новость, рыба, газета, булка); старая... (мебель, сказка, лошадь, книга).

19. «Огород».

Логопед напоминает детям, что каждый овощ убира­ют по-разному, затем предлагает рассмотреть картинки с изображением овощей. Выбрав картинку, ребенок на­зывает овощи, которые;

выкапывают... (картофель);

Наши рекомендации