Комплексная оценка готовности детей к обучению в школе
Исследование проводится в два этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций.
Первый этап обследования детей проводится в сентябре за год до поступления в школу. В детском саду медицинский осмотр проводят педиатр, отоларинголог, офтальмолог, психоневролог, стоматолог, хирург-ортопед. Проведение медицинского осмотра контролируется врачом (медицинской сестрой) детского дошкольного учрежденил. Психолого-педагогическое обследование проводит воспитатель (педагог) детского дошкольного учреждения. Данные медицинского и психолого-педагогического обследования, а также рекомендации заносятся в карту медико-педагогического обследования, с которой знакомят родителей. Карты хранятся у врача (медицинской сестры).
I
Для детей, не посещающих дошкольные учреждения, медицинский осмотр Проводится в поликлинике по месту жительства. Психолого-педагогическое обследование выполняет педагог школы, который осуществляет набор учащихся в 1 класс следующего года, для этого рекомендуется в поликлиниках в субботние пни организовать «Дни открытых дверей в кабинете здорового ребенка». Педагог При проведении психолого-педагогического обследования заполняет карту медико-педагогической готовности и дает при необходимости соответствующие рекомендации родителям ребенка. Обследование контролируют участковый врач (в сельской местности фельдшер), заведующий дошкольно-школьным отделением, заведующий поликлиникой. Карта медико-педагогического обследования хранится в поликлинике в специально организованной картотеке детей.
На первом этапе выявляются дети, составляющие «группу риска неготовности» к школьному обучению по состоянию здоровья и уровню развития предпосылок к учебной деятельности. Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций, рекомендуется комплекс игровых заданий по их коррекций. Рекомендованные лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются врачами-специалистами детской поликлиники. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся логопедом. Психолого-педагогическая коррекция1 осуществляется воспитателями детского сада и родителями. Участковый педиатр, или врач, и педагог дошкольного учреждения должны контролировать выполнение назначенных мероприятий.
Второй этап обследования детей осуществляется в апреле-мае перед поступлением в школу теми же специалистами по аналогичной схеме. По окончании осмотра заполненная карта представляется медико-психолого-педагогической комиссии (МППК) района ко дню планового заседания. МППК делает окончательное заключение на основании результатов первого и второго обследований.
Детям, не готовым к школьному обучению по состоянию здоровья или психолого-педагогическим показателям, предоставляется временная отсрочка для поступления в школу и рекомендуется обучение в подготовительных группах детских садов. Если таких детей принимают в школу, то с ними необходимо проводить занятия по развитию школьно-необходимых функций. В исключительных случаях возможно дополнительное медицинское или психолого-педагогическое обследование детей непосредственно перед началом учебного года.
Психолого-педагогическое обследование осуществляется в двух вариантах:
1. Ориентировочное определение школьной зрелости.
2. Углубленное изучение психофизиологических предпосылок к учебной деятельности (проводится только после получения результатов ориентировочной оценки уровня школьной зрелости).
По результатам углубленного обследования разрабатываются более точные и Полные рекомендации по воспитанию и развитию качеств личности ребенка,
Г
бходимых для успешной адаптации к школьному коллективу и учебной j грузке.
Воспитатели (педагоги) должны проявлять такт, внимание, не «приклеиват ярлык» неполноценности к детям, корректно информировать родителей о резудь татах обследования для привлечения их к совместной воспитательной работе, де лая акцент на рекомендациях. Точный психолого-педагогический диагноз мо>ке1 быть поставлен только на основе анализа всех данных комплексного обследова. ния: медицинского, психолого-педагогического.
В психологии разработано множество методик, позволяющих определить раз-витие отдельных сторон и функций психики: внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т, д. Однако психологический возраст отражает общее психическое развитие личности в целом, а не прогресс отдельных функций психики. Нередко раннее проявление у ребенка определенного рода способностей не может свидетельствовать о его готовности или неготовности к школе.
Методики ориентировочной оценки школьной зрелости могут привести к ошибке, поэтому нельзя полностью полагаться в изучении психических функций на отдельно взятый тест. К результатам тестового обследования следует относиться осторожно, опираясь на определеннее правила психолого-педагогической диагностики.
Необходимо переходить:
■ от традиционной диагностики отдельных, изолированных психических функций и свойств (например, умственные способности, память и др.) к диагностике педагогически более важных характеристик;
■ от несвязанных, «авральных» диагностических действий к комплексным диагностическим стратегиям;
■ к диагностике, направленной на построение коррекционных и компенсационных программ.