Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием)
Основания для выделения общественно-исторических способов организации обучения
Учебно-воспитательный процесс в школах не остаётся раз и навсегда
данным. Напротив, он на определённом этапе развития общества
возникает, изменяется по своему составу и форме организации. Есть
основания считать, что он проходит определённые этапы или стадии
развития. Эти стадии развития зависят от организационной структуры учебно-воспитательного процесса в целом.
Классификация общих, основных форм организации обучения позволила В. К. Дьяченко проследить ход исторического развития обучения и предвидеть его будущее. Ученым выделены следующие базисные (или общие) формы организации обучения:
- индивидуально-опосредованная форма обучения. Она соответствует опосредованному общению участников обучения (осуществляется индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);
- парная — соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах);
- групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем;
- коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.
Базисные формы можно сравнить со строительным материалом: из одних и тех же кирпичей можно построить принципиально разные сооружения.
В. К. Дьяченко заметил, что та или иная общественно-историческая стадия организации обучения определяется не единицей содержания образования, а организационной структурой учебного процесса. В организационную структуру каждого следующего способа обучения включается новая организационная форма в качестве системообразующей. Анализируя развитие организации обучения, он выделяет 3 стадии:
Три общественно-исторических стадии (формации) развития процесса обучения
- Человеческая цивилизация пережила два общественно-исторических способа организации обучения:
- индивидуальный (ИСО),
- и сегодняшний групповой (ГСО).
- Очередную педагогическую формацию Виталий Кузьмич назвал коллективным способом обучения (КСО).
В ИСО использовались индивидуально-опосредованная и парная формы, в ГСО к ним добавилась в качестве ведущей групповая форма, в КСО будут все четыре формы при ведущей роли коллективной. Конечно, в истории человечества всегда были представлены все четыре базисных оргформы. Однако в разные эпохи не все из них были общепризнанными.
Предназначение ИСО состояло в обучении отдельных членов общества, ГСО — в приобретении многими людьми образовательно-воспитательных качеств, соответствующих потребностям общества, а КСО — в их овладении каждым членом общества.
В КСО каждый обучающийся будет реализовывать свою индивидуальную образовательную программу за счёт большого спектра разных по содержанию, типу, форме и месторасположению взаимодействий с другими обучающимися, которые тоже реализуют свои индивидуальные программы. Программы максимально индивидуализируются, а сам процесс обучения в большей мере примет коллективный характер.
Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
Основные признаки КСО (преимущественно перед традиционным образованием)
- ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения).
- осмысленность процесса познания.
- все обучают каждого и каждый всех.
- при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки – надежные.
- обучение ведется на основе и в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества учителя и учащихся.
- активизируются межличностные отношения (ученик – ученик), которые способствуют реализации в обучении принципов непрерывной и безотлагательной передачи знаний.
- ведущей организационной формой обучения является коллективная,т.е. работа учащихся в парах сменного состава.
По Дьяченко, обучение – это особым образом организованное общение, т.е. деятельность между носителями знаний и теми, кто их приобретает.