И составления его характеристики

1. Общие сведения о классном коллективе и истории его формирования (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, число второгодников; время возникновения, были ли слияния с другими классами, смена классного руководителя и др.).

2. Содержание и характер деятельности.

Учение: общая характеристика успеваемости и дисциплины; наличие контроля за оценками отдельных учеников, требования к ним классного руководителя; взаимопомощь, ее формы и организация; дисциплина класса на уроках и в выполнении домашнего задания, отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание и т.п.).

Жизнь класса вне учебных занятий: интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, видео, спорту и т.д., формы проявления этих интересов (читательские конференции, посещение театра, дискотек, музеев, обсуждение, диспут и т.п.), участие класса в общественной жизни школы.

Общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения, проявление сознательной дисциплины.

3. Руководство классным коллективом и его организация

Актив класса, староста и его работа, их характеристика (инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди учащихся, основа авторитета, организаторские способности, забота об отдельных учащихся, отношение к общественному мнению, положение в системе межличностных отношений).

Наличие в коллективе неформальных лидеров и их влияние на класс, отношение к ним актива, наличие «отверженных», причины отверженности и возможные пути изменения отношения к ним.

Взаимоотношения внутри коллектива, степень сплоченности, ценностноориентационное единство класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи, гуманизма, уважения, коллективизма; наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса, критика и самокритика в коллективе; особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками; проявление товарищества и дружбы между отдельными учениками, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных учащихся.

Личность классного руководителя и его влияние на класс: образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии школьников, их интересы, общий стиль руководства и т.д.; отношение класса к классному руководителю; его авторитет среди учеников. 26

4. Анализ конкретных примеров влияния коллектива на личность и личности на коллектив.

5. Общие выводы: уровень (стадии) развития коллектива; характер общего эмоционального климата в классе: бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервный и т.д.; дисциплинированность; определение основных недостатков в организации жизни коллектива, причин конфликтов среди его членов, способы их преодоления.

Приложение 6.

Примерная схема дневника работы студента-практиканта

Первая неделя с _____________ по _______ г.

Дни недели Планируемая учебная работа Выполнено Планируемая воспитательная работа Выполнено Дни недели Планируемая учебная работа Выполнено Планируемая воспитательная работа Выполнено
понедельник         четверг        
вторник         пятница        
среда         суббота        
Планируемая внеклассная работа на неделю Вып. Заметки руководителя практики (замечания, указания):
     
Изменения в плане      

Содержание

Раздел I. Программа педагогической практики студентов на географическом факультете

Цели и задачи .

Педагогическая практика на V курсе (бакалавриат-заочники)

Отчетная документация по педагогической практике

Раздел II. Подготовка и проведение уроков географии

Тематическое планирование

Требования к уроку географии

Планирование урока

Приложение 1. Схема анализа урока географии

Приложение 2. Психолого-педагогический анализ урока

Приложение 3. Схема анализа внеклассного мероприятия

Приложение 4. Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики ученика

Приложение 5. Примерная схема изучения классного коллектива

Приложение 6. Примерная схема дневника работы студента-практиканта

[1] в основе Методических указаний использована книга: Тупикина Н.Ф. Самсонова Н.В. Педагогическая практика. / Методическое пособие для студентов географического факультета. 1997.

Наши рекомендации