Шкала оценок сфер индивидуальности
Характеристика | Оценка | Характеристика |
Интеллектуальная сфера | ||
Мышление | ||
Творческое | 9 8 7 6 5 4 3 2 1 | Репродуктивное |
Теоретическое | Эмпирическое | |
Дивергентное | Конвергентное | |
Саногенное | Патогенное | |
Качества ума | ||
Сообразительный | Несообразительный | |
Гибкий | Негибкий | |
Критичный | Некритичный | |
Самостоятельный | Несамостоятельный | |
Познавательные процессы | ||
Внимательный | Невнимательный | |
Богатое воображение | Бедное воображение | |
Хорошая память | Плохая память | |
Безошибочность восприятия | Плохое опознание | |
Мыслительные навыки | ||
Хорошо вычленяет | Плохо вычленяет | |
Хорошо сличает | Плохо сличает | |
Хорошо анализирует | Плохо анализирует | |
Хорошо владеет синтезом | Плохо владеет синтезом | |
Познавательные умения | ||
Умеет поставить вопрос | Не умеет поставить вопрос | |
Умеет сформулировать проблему | Не умеет сформулировать проблему | |
Умеет доказывать | Не умеет доказывать | |
Умеет делать выводы | Не умеет делать выводы | |
Умеет применять знания в любой ситуации | Умеет применять знания только по образцу | |
Умения учиться | ||
Умения писать, читать, делать записи, конспектировать развиты | Умения писать, читать, делать записи, конспектировать неразвиты | |
Умеет выделять главное | Не умеет выделять главное | |
Умеет планировать | Не умеет планировать | |
Развит самоконтроль | Не развит самоконтроль | |
Мотивационная сфера | ||
Развита мотивация учения | Не развита мотивация учения | |
Развита мотивация достижения | Не развита мотивация достижения | |
Развита мотивация аф-филиации | Не развита мотивация аффилиации | |
Развита конструктивная мотивация конфликта | Деструктивная мотивация конфликта | |
Эмоциональная сфера | ||
Развиты навыки управления своими чувствами | Не развиты навыки управления своими чувствами | |
Адекватная самооценка | Неадекватная самооценка | |
Низкая тревожность | Высокая тревожность | |
Волевая сфера | ||
Решительный | Нерешительный | |
Настойчивый | Уступчивый | |
Целеустремленный | Разбрасывающийся | |
Смелый | Робкий | |
Упорный | Упрямый | |
Сфера саморегуляции | ||
Самокритичный | Несамокритичный | |
Совестливый | Бессовестный | |
Добросовестный | Небрежный | |
Способен контролировать и управлять своими состояниями и поведением | Не способен контролировать и управлять своими состояниями и поведением | |
Владеет способами релаксации | Не владеет способами релаксации | |
Свободен в выборе целей и средств жизнедеятельности | Не свободен в выборе целей и средств жизнедеятельности | |
Предметно-практическая сфера | ||
Развиты общие способности | Не развиты общие способности | |
Развиты специальные способности | Не развиты специальные способности | |
Развиты профессиональные способности | Не развиты профессиональные способности | |
Работоспособный | Низкая работоспособность | |
Экзистенциальная сфера | ||
Наличие жизненной позиции «принца» | Наличие позиции «лягушки» | |
Наполненность смысла жизни (как жить, кем быть и пр.) | Неопределенность смысла жизни | |
Справедливый | Несправедливый | |
Проявляет субъектную позицию в педагогическом процессе | Является объектом педагогических воздействий | |
Способен «проектировать» себя | Не способен «проектировать» себя |
Каждый участник диагностики (школьный психолог, учитель, классный руководитель и др.) находит в этой шкале соответствующие его материалам показатели и отмечает степень проявления тех или иных сторон индивидуальности конкретного подростка (обводит кружочком подходящую цифру). При этом отметки могут быть не в каждой строке, а только в тех, по которым есть информация. Обработку и обобщение результатов диагностики можно делать и другим способом – отмечать конкретные проявления сфер индивидуальности не в баллах или уровнях, а словесно, или с помощью условных знаков («+», «–», «среди», «?», «+!», «–!»). Затем проводится педагогический консилиум (см. § 5.3), на котором результаты обобщаются (согласовываются) и заносятся в «Характеристику сфер индивидуальности учащегося» в виде произвольной таблицы.
Обобщенная информация о процессуальной стороне мониторинга представлена в таблице 11.
Осуществление мониторинга проходит несколько этапов, которые выделяются в определенной степени условно, поскольку в конкретных условиях действия участников мониторинга приобретают свою последовательность, сочетание и пр. Рассмотрим кратко содержание этапов мониторинга.
Таблица 11