Шкала оценок сфер индивидуальности

Характеристика Оценка Характеристика
Интеллектуальная сфера
  Мышление  
Творческое 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Репродуктивное
Теоретическое Эмпирическое
Дивергентное Конвергентное
Саногенное Патогенное
Качества ума
Сообразительный Несообразительный
Гибкий Негибкий
Критичный Некритичный
Самостоятельный Несамостоятельный
Познавательные процессы
Внимательный Невнимательный
Богатое воображение Бедное воображение
Хорошая память Плохая память
Безошибочность восприятия Плохое опознание
Мыслительные навыки
Хорошо вычленяет Плохо вычленяет
Хорошо сличает Плохо сличает
Хорошо анализирует Плохо анализирует
Хорошо владеет синтезом Плохо владеет синтезом
Познавательные умения
Умеет поставить вопрос Не умеет поставить вопрос
Умеет сформулировать проблему Не умеет сформулировать проблему
Умеет доказывать Не умеет доказывать
Умеет делать выводы Не умеет делать выводы
Умеет применять знания в любой ситуации Умеет применять знания только по образцу
Умения учиться
Умения писать, читать, делать записи, конспектировать развиты Умения писать, читать, делать записи, конспектировать неразвиты
Умеет выделять главное Не умеет выделять главное
Умеет планировать Не умеет планировать
Развит самоконтроль Не развит самоконтроль
Мотивационная сфера
Развита мотивация учения Не развита мотивация учения
Развита мотивация достижения Не развита мотивация достижения
Развита мотивация аф-филиации Не развита мотивация аффилиации
Развита конструктивная мотивация конфликта Деструктивная мотивация конфликта
Эмоциональная сфера
Развиты навыки управления своими чувствами Не развиты навыки управления своими чувствами
Адекватная самооценка Неадекватная самооценка
Низкая тревожность Высокая тревожность
Волевая сфера
Решительный Нерешительный
Настойчивый Уступчивый
Целеустремленный Разбрасывающийся
Смелый Робкий
Упорный Упрямый
Сфера саморегуляции
Самокритичный Несамокритичный
Совестливый Бессовестный
Добросовестный Небрежный
Способен контролировать и управлять своими состояниями и поведением Не способен контролировать и управлять своими состояниями и поведением
Владеет способами релаксации Не владеет способами релаксации
Свободен в выборе целей и средств жизнедеятельности Не свободен в выборе целей и средств жизнедеятельности
Предметно-практическая сфера
Развиты общие способности Не развиты общие способности
Развиты специальные способности Не развиты специальные способности
Развиты профессиональные способности Не развиты профессиональные способности
Работоспособный Низкая работоспособность
Экзистенциальная сфера
Наличие жизненной позиции «принца» Наличие позиции «лягушки»
Наполненность смысла жизни (как жить, кем быть и пр.) Неопределенность смысла жизни
Справедливый Несправедливый
Проявляет субъектную позицию в педагогическом процессе Является объектом педагогических воздействий
Способен «проектировать» себя Не способен «проектировать» себя

Каждый участник диагностики (школьный психолог, учитель, классный руководитель и др.) находит в этой шкале соответствующие его материалам показатели и отмечает степень проявления тех или иных сторон индивидуальности конкретного подростка (обводит кружочком подходящую цифру). При этом отметки могут быть не в каждой строке, а только в тех, по которым есть информация. Обработку и обобщение результатов диагностики можно делать и другим способом – отмечать конкретные проявления сфер индивидуальности не в баллах или уровнях, а словесно, или с помощью условных знаков («+», «–», «среди», «?», «+!», «–!»). Затем проводится педагогический консилиум (см. § 5.3), на котором результаты обобщаются (согласовываются) и заносятся в «Характеристику сфер индивидуальности учащегося» в виде произвольной таблицы.

Обобщенная информация о процессуальной стороне мониторинга представлена в таблице 11.

Осуществление мониторинга проходит несколько этапов, которые выделяются в определенной степени условно, поскольку в конкретных условиях действия участников мониторинга приобретают свою последовательность, сочетание и пр. Рассмотрим кратко содержание этапов мониторинга.

Таблица 11

Наши рекомендации