Запись числа, темы занятия. Дифференциация типов текстов
Дифференциация типов текстов
На доске:
1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали!
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и силь-
ные!
3. Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?
— Прочитайте начальную часть трех текстов. (2—3 уче
ника.)
— Какое предложение есть во всех трех текстах?
— Что сообщает нам это предложение? (Мы узнаем, о чем
будет говориться в тексте.)
— По какому предложению можем догадаться, о чем будет
говориться в каждом из текстов дальше?
— Прочитайте второе предложение первого отрывка. Как
вы думаете, о чем пойдет речь дальше? (О том, что тигры де
лали.)
— Вероятно, в первом тексте будет рассказываться о том,
что происходило в цирке, о событиях, о действиях, и подска
зывает нам это слово «делали». (Учитель-логопед подчерки
вает слово «делали» как сказуемое.)
— Прочитайте второе предложение второго отрывка. О чем
мы узнаем из этого предложения? (Какие были тигры — кра
сивые и сильные.)
— Правильно. Слово «какие» подсказало нам дальнейшее
содержание текста. (Учитель-логопед подчеркивает слово
«какие» как определение.)
— Прочитайте второе предложение третьего отрывка. Ка
кой, вопрос содержит это предложение?
«Текст»
— О чем же будет говориться в тексте? (В нем будет объяс
няться, почему тигры слушаются дрессировщика.)
— Правильно, этот текст, наверное, объяснит причину по
ведения тигров, почему такие сильные звери слушаются дрес
сировщика.
— Какое вопросительное слово нам подсказывает дальней-1
шее содержание текста? (Почему!). (Учитель-логопед подчер- ^
кивает слово «почему» как обстоятельство.)
— Проверим предположения.
4. Работа с текстами. Сравнение текстов. Составление плана текста'
Учитель-логопед выдает каждому ребенку лист с текста-1 ми (см. приложение 2) и знакомит с порядком работы с тек-' стом.
Порядок работы с текстом
1. Знакомство с текстом. Чтение текста (2—3 уча
щихся).
2. Выделение в тексте слов с непонятным лексичес
ким значением, пояснение лексического значения.
3. Докажите, что это текст.
4. Определите тему текста.
5. Определите основную мысль текста.
6. Озаглавьте текст. Запись заголовка текста в тет
радь, на доске.
7. К такому типу относится текст? Докажите. Опреде
лите особенности данного типа текста.
8. По какой схеме строится текст. Выделите части
построения текста.
9. Сколько частей в тексте? Сколько пунктов плана?
10. Чтение каждой части текста, обсуждение и запись
соответствующего пункта плана текста в тетрадь.
11. Назовите средства связи предложений в тексте.
12. Пересказ текста по плану.
(^______________________ 13 занятие_____________________