Пояснительная записка. Пояснительная записка

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

РАЗНОВОЗРАСТНОЙ

ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ

Г.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе исследований, проведённых внутри образовательного учреждения. Результаты исследований позволили обосновать систему работы в разновозрастной дошкольной группе. Внимание должно уделяться: физическому развитию, социальному и речевому развитию, освоение художественной деятельности, интеллектуальному развитию и подготовке детей к школе. В ходе воспитательно- образовательного процесса должны быть реализованы педагогические принципы:

-индивидуализации, обеспечивающей условия разновозрастной группы для удовлетворения потребностей детей и родителей;

-развивающего взаимодействия в разновозрастной группе и сотрудничества с детьми и родителями;

-развивающего эффекта разновозрастной группы в образовательном процессе, определяющем развитие потребностей и способностей воспитанников;

-комплексности формирования и гармонизации основных сфер деятельности детей и взрослых в разновозрастной группе: культурно-познавательных, эстетических, нравственных и коммуникативных, рефлексивных,- в процессе формирования взаимоотношений ребёнка с окружающей природой и людьми:

культурологизации разновозрастной группы, выражающейся в усвоении общечеловеческих ценностей и гуманных способов общения, в содержании образования, формировании личностной культуры;

-мобильности и вариативности в условиях разновозрастной группы;

-взаимосвязи деятельности всех структурных компонентов образовательного учреждения (внутренних и внешних).

Реализации этих принципов способствует общение с ребёнком в разновозрастной группе, которое осуществляется в форме сотрудничества и строится с учётом требований профессионально-этического характера:

· необходимо помнить, что каждый ребёнок неповторим и поэтому прекрасен;

· уважать в ребёнке личность со всеми достоинствами и недостатками;

· работать с детьми так, чтобы каждый ребёнок научился уважать и ценить себя;

· использовать только гуманные методы и приёмы воспитания.

Цель:

- всесторонне формировать личность ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе.

Задачи:

- охранять жизнь и укреплять здоровье детей; создавать условия, обеспечивающие физическое, личностное, интеллектуальное и эстетическое развитие; приобщать детей к общечеловеческим ценностям; создавать атмосферу психологического комфорта, взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В программе учитываются современные требования к организации жизни воспитанников разновозрастной группы. За основу взята «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. При этом реализуется принцип интегрированного подхода в воспитании и развитии детей. В связи с этим в программу внесены парциальные программы и технологии, направленные на повышение образовательного стандарта с учётом специфики работы в разновозрастной группе: «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной (одновременные занятия с возрастными подгруппами разными видами деятельности), «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой (одновременные занятия с возрастными подгруппами одним видом деятельности, но с разным программным содержанием).

Программа составлена по возрастным подгруппам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей:

ранний возраст - от 1 года до 2 лет (вторая подгруппа раннего возраста), младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие подгруппы), средний возраст – от 4 до 5 лет (средняя подгруппа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе подгруппы). В каждой возрастной подгруппе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий с использованием народного творчества.

Направления:

- физическое;

- социально-нравственное;

- речевое;

- познавательное;

- художественно-эстетическое;

-трудовое;

- игровое.

Планирование текущей педагогической деятельности:

- режим дня и организация питания;

- модели воспитательно-образовательного процесса на год, месяц, неделю;

- система физкультурно-оздоровительной работы;

- планирование продуктивных видов деятельности и организации воспитательно-образовательного процесса по музыкальному, речевому развитию, экологическому воспитанию и формированию элементарных математических представлений;

- индивидуальная работа с детьми от1до 2 лет.

Наши рекомендации