Статистико-математические методы научно-педагогических исследований
Математизация науки избавляет педагогику от одностороннего, только качественного, описания педагогических явлений, дает возможность выйти на уровень обобщающих абстракций и позволяет ревизовать достигнутое. Этой цели служат статистико-математические методы, которые представляют собой аппарат количественного исследования педагогических явлений. Они работают в двух направлениях: для обработки данных, полученных при использовании других методов, и для диагностики, прогнозирования и компьютеризации как педагогического процесса, так и научно-педагогических исследований.
Метод долевого участия представляет собой определение доли (части, степени, уровня) участия изучаемого явления в общем процессе. Чаще всего для определения степени такого участия используется процентная шкала, основанная на сотой доле от целого, реже – уровневая и балльная, предполагающие заблаговременное определение качественно-количественных критериев-распределителей.
Метод долевого участия позволяет перевести педагогические характеристики на формализованный язык и дает возможность сопоставить не только сходные явления, но и внешне несравнимые величины. Например, уроки литературы и физкультуры, мастерство учителей музыки и математики, эффективность деятельности учителя и учеников.
Метод рейтинга представляет собой оценку определенной деятельности компетентными судьями по избранной шкале.
Для оценивания педагогических явлений, как правило, используется интервальная шкала, в данном случае – балльная. Она может быть двух-, трех-, четырех-, пяти-, … стобалльной и т.д. Каждому баллу в избранной шкале соответствует определенная качественная характеристика изучаемого явления. Две крайние точки любой шкалы оценивания всегда одинаковы. Первая указывает на то, что изучаемое свойство не проявляется, последняя – на то, что это качество проявляется в полной мере. Средние положения говорят о частичном проявлении изучаемого феномена.
Двухбалльная шкала содержит две оценки:
· "0" – качество не проявляется (нет);
· "1" – качество проявляется (да );
Трехбалльная шкала:
· "0" – качество не проявляется (нет);
· "1" – проявляется частично (иногда);
· "2" – проявляется полностью (всегда).
Четырехбалльная шкала:
· "0" - …
· "1" – скорее нет, чем да;
· "2" – скорее да, чем нет;
· "3" - …
В педагогических исследованиях довольно часто применяются так называемые полярные шкалы. Они используются для одновременного оценивания двух противоположных величин. Так, полярное шкалирование личностных качеств при пятибалльной шкале оценивания может быть представлено в трех вариантах.
1-й: организованность +2 +1 0 -1 -2 неорганизованность;
трудолюбие +2 +1 0 -1 -2 лень;
честность +2 +1 0 -1 -2 лживость;
2-й: организованность 4 3 2 1 0 неорганизованность;
трудолюбие 4 3 2 1 0 лень;
честность 4 3 2 1 0 лживость;
3-й: организованность 0 1 2 3 4 неорганизованность;
трудолюбие 0 1 2 3 4 лень;
честность 0 1 2 3 4 лживость.
Нужный вариант из возможных выбирается в зависимости от целей и акцентов проводимого исследования, но в любом случае значение каждого балла предварительно оговаривается. Указанный вариант применения метода рейтинга легко поддается машинной обработке.
3. Метод ранжирования – это последовательное расположение изучаемых явлений по их значимости. В педагогической практике используются два варианта этого метода: ранжирование по убыванию, когда на первое место ставится самое значимое качество, на второе – чуть менее значимое и т.д., и ранжирование по возрастанию, когда на первом месте будет находиться наименее значимое качество, а на последнем – наиболее значимое.
В научно-педагогических исследованиях ранжирование, как правило, осуществляется по количественным показателям, полученным в результате использования других методов.
Метод корреляции используется с целью выявления связей и зависимостей между двумя изучаемыми явлениями. Коэффициент корреляции (r), рассчитанный по определенным формулам, показывает меру и характер этой зависимости. Он изменяется в пределах [–1 ÷ +1 ]Если значение коэффициента корреляции попадает в интервал
| 0,7 ÷ 1|, то зависимость между явлениями существенная, ее надо учитывать при организации педагогического процесса. Если же значение коэффициентаизменяется в пределах | 0 – 0,7| -зависимость несущественна, ею можно пренебречь. Отрицательное значение коэффициента указывает на обратно пропорциональную связь между изучаемыми явлениями, положительное – на прямо пропорциональную.