V. Points for discussion

1. What theme is brought up in the article?

2. What is the main idea of the article? What is the atmosphere in the American

school nowadays?

3. What aggravates the discipline problem in public and private educational institutions?

4. What evidence of violent and disruptive incidents in schools is offered by the author?

5. Lack of discipline in public schools is a matter of deep concern and the estimation made by Gallup polls is deeply disturbing too. What disciplinary action against disruptive pupils is taken by the school and legislature?

6. How does the author look upon school police guards, security equipment, suspensions and expulsions aimed at the crackdown in schools?

7. What was the students’ reaction to recent drug crackdowns in schools?

8. Parents, teachers and administrators feel actually inapt to crack defiant and unruly pupils down. What does the author attribute this inaptitude to?

9. Why does the author say that officials will be less likely to resort to suspensions now?

10. What is being done to deal with hard-core troublemakers? Which of these measures is the most effective?

11. What do parents see the root of the trouble in?

НЕ УБИВАЙ – ТЕБЕ УЖЕ 14!

Дожили. Общество боится вас, своих детей, и для этого даже придумало вам название «трудные подростки». Вы, «трудные», знаете об этом и держите общество в страхе. Вы бьете стекла и воруете из магазинов и палаток, деретесь до переломанных носов и ног, угоняете машины, чтобы покататься, и звоните в школу перед трудной контрольной, сообщая о подложенной бомбе, прячете младших сестер и братьев от собственных родителей, а потом требуете выкупа, торгуете наркотиками и выдираете страницы из библиотечных книг позапрошлого века… Порой делаете это спокойно и вполне осознанно, поскольку уверены в своей ловкости и безнаказанности – ведь вы еще маленькие и вам ничего не будет.

Вы дорогие друзья, газет не читаете, законов не знаете. И тем не менее примите к сведению – на самом деле не все для вас так здорово: несовершеннолетние несут уголовную ответственность. Комментирует ситуацию заслуженный юрист РФ М.А. Гофштейн.

Наш закон, в этом смысле, гораздо гуманнее, чем законы некоторых других государств. В Израиле, например, уголовная ответственность наступает с 12 лет, у нас же - с 14. Действия, какими бы тяжелыми они ни были, чтобы рассматриваться как преступление, должны иметь субъекта преступления (этот субъект появляется в 14 лет). Если же нет того, кто это преступление совершил, то нет и преступления. Но даже если подростка не привлекают к уголовной ответственности в случае совершения им тяжелого правонарушения, он попадает на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, которая вправе принять меры воспитательного характера. Они часто связаны с изоляцией от родных, от дома, а главное, от той среды, в которой было совершено правонарушение.

- А разве среда воспитательных колоний, куда помещают подростков, является такой изоляцией?

- На Ленина сегодня ссылаться не модно, но в каких-то своих записках он написал, что тюрьмы портят. И мы с вами прекрасно знаем, что человек, попавший в эту среду, лучше не становится. Сейчас много мер принимается, во всяком случае, должны приниматься, чтобы эти места изоляции нас существовала колония Дзержинского, где люди действительно перевоспитывались. Теперь дела с этим обстоят плохо. К преступлениям, ответственность за которые наступает с 14 лет, относятся: убийство (ст. 102 - 106), умышленное нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровью, в том числе и легких (ст. 108 - 111. 112. часть I). Если в результате легких телесных повреждений человек находится на больничном листе более 3 недель - это уже состав уголовно наказуемого деяния, и подросток 14 лет, причинивший их, привлекается к уголовной ответственности.

Похищениеребенка (ст. 125) - до 5 лет, кража (ст. 144) - до 10 лет; с конфискацией имущества, мошенничество (ст. 147) - до 10 лет с конфискацией имущества, вымогательство (ст. 148) - до 10 лет с конфискацией имущества, умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст.149) - до 8 лет. хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 1472) - до 10 лет с конфискацией имущества. неправомерное завладение транспортным средством или иным ценным имуществом без цели хищения (ст. 148) - до 10 лет, терроризм (ст. 213) - до 15 лет с конфискациейимущества, заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 213) - до 3 лет., хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (ст. 2181) - до 15 лет, хищениенаркотических веществ (ст. 2241) - до 15 лет с конфискацией, а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда
(ст. 86) - до 15 лет.

И тем не менее уголовная ответственность 14-летних на этом не обрывается. Вот что стоит в списке дальше: изнасилование (ст. 117) – до 15 лет лишения свободы; грабеж, т.е. открытое похищение имущества (ст. 145) – до 12 лет с конфискацией имущества, разбой (ст. 146) с целью завладения имуществом с применением насилия - до 10 лет с конфискацией. И хулиганство злостное и особо злостное (ст. 206, части 2 и 3), покоторому назначается наказание от 3 до 7 лет - это "действия, которые грубо нарушают общественный порядок и выряжают явное неуважение к обществу", причем "отличающиеся исклю­чительным цинизмом и особой дерзостью'' (часть 2), a ecли при этом еще и делается попытка применения или собственно применение холодного оружия - это особо злостное хулиганство (часть 3).

По другим составам преступления ответственность наступает с 16 лет. И за это как говорится, премий не дают – по подавляющему большинству статей предусмотрено лишение свободы.

-После такой сурoвой лекции по правоведению хотелось быуточнить, всеэти страшные наказаниягрозят взрослым или подросткам?

- Закон написан для всех. Разница только в том, что подростку, т. е. юнцу, не достигшему 18 лет, не может быть назначено наказание свыше 10 лет лишения свободы. Конечно, когда судом оценивается степень виновности и опасность личности (что необходимо учесть при назначении наказания), то имеются в виду известная незрелость подростка, его легкая подверженность
внушению, стремление подражать кому-то.Подавляющее большинство преступлений несовершеннолетних - преступления, совершенные в группе. Потому что сам подросток редко пойдет на нарушение закона. Тот, за
кемон следует, зачастую уже бывает судим. Отношение к моральным ценностям,которые господствуют в малoй группе, имеют более сильное влияние, чем нормы морали, бытующие в целом обществе. Наш уголовно-
процессуальный законсодержит специальную статью на этот счет - №392. В ней сказано, что при производстве предварительного следствия исудебного разбирательства по делам несовершеннолетних необходим учет, в частности, возраста несовершеннолетнего и условий его жизни и воспитания. Это не значит, конечно, что подростку, выросшему в неблагополучной семье, где- нет отца, где мать алкоголичка, дается индульгенция и он не будет нести ответственности. Ho и следствие, и суд обязаны понять причины совершения преступления: то ли это уже стойкая антиобщественная установка, то ли влияние случайных факторов и в зависимости от этого решать вопрос о том, как его наказывать.

В группе несовершеннолетних лидером часто бывает взрослый который эксплуатирует незрелость даже заставляет на себя работать. Следствие и суд должны выяснить, с кем был подросток, кто его подтолкнул на это дело и какова была его роль в совершении пpeступления. И это, конечно, должно учитываться.

Помимо того, эта статья содержит положение, которое пока относится только к подросткам. При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием (т. e. у него нет шизофрении, но по умственному развитию он не соответствует своему возрасту), должно быть выяснено, мог ли он полностью сознавать значе­ние своих действий. Допрашиваются родители, учителя, воспитатели и другиe лица, которые могут сообщить информацию об этом. Закон обязывает и истребовать соответствующие документы, характеристики (хотя сейчас они и носят у нас формальный характер).

Наши рекомендации