Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. 9 страница

--------------------------------

<1> Уголовно-процессуальный закон не предусматривает акта привлечения лица в качестве подозреваемого. Поэтому трудно судить, что имеет в виду современный отечественный законодатель.

а) самостоятельном изучении или совместном обсуждении имеющихся материалов по уголовному делу;

б) обмене доказательственной и оперативно-розыскной информацией по данному уголовному делу;

в) совместном исследовании приостановленных дел по способу совершения преступления, объекту преступного посягательства и иным признакам и фактическим обстоятельствам совершения преступления;

г) согласованном по месту и времени производстве оперативно-розыскных и процессуальных действий и т.д.;

2) в случае, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК, т.е. в случае, когда подозреваемый, обвиняемый скрылись от предварительного расследования либо место их нахождения не установлено по иным причинам, устанавливать место нахождения подозреваемого, обвиняемого, а если они скрылись, принимать меры к их розыску. Из содержания ст. 209 УПК следует, что при неизвестности места нахождения подозреваемого, обвиняемого следователь, дознаватель должны лично, непосредственно принимать необходимые меры к его розыску. Вместе с тем согласно ст. 210 УПК дознаватель, следователь вправе также поручить производство розыска подозреваемого, обвиняемого органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия либо выносится специальное, отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время предварительного расследования, так и одновременно с его приостановлением. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном гл. 12 УПК, т.е. он может быть задержан в порядке ст. 91 УПК. В случаях, предусмотренных ст. 108 УПК, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. Думается, что в данном случае речь идет о заключении задержанного лица под стражу судом, находящимся по месту фактического задержания.

Непосредственная розыскная деятельность следователя, дознавателя осуществляется путем:

1) направления запросов в органы внутренних дел по месту возможного нахождения разыскиваемого подозреваемого или обвиняемого;

2) направления запросов в исправительные учреждения, где данное лицо может отбывать наказание за совершение другого преступления;

3) привлечения общественности по месту прежнего жительства и работы скрывшегося от предварительного расследования лица;

4) использования средств массовой информации через специальные программы (по крайней мере на телевидении);

5) использования сведений, полученных при расследовании иных уголовных дел, и т.д.

При привлечении к розыску подозреваемого, обвиняемого органов дознания следователь осуществляет следующие действия.

Постановление об объявлении подозреваемого, обвиняемого в розыск передается через канцелярию в оперативно-розыскное подразделение органа дознания с приложением копий постановлений о возбуждении уголовного дела, приводе, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, протокола задержания и справки о личности подозреваемого, обвиняемого.

Содержание справки о личности обвиняемого регулируется ведомственными актами МВД России. К справке о личности обвиняемого прилагается его фотография, а при ее отсутствии дается подробное описание внешнего облика разыскиваемого.

По масштабам производства розыскных действий в теории и практике борьбы с преступностью выделяют местный, федеральный (всероссийский) и международный розыск.

Органы дознания осуществляют местный и федеральный розыск, руководствуясь при этом ведомственными нормативными актами. Местный розыск ведется в районе деятельности органа расследования, в производстве которого находится уголовное дело, а также в местах наиболее вероятного появления обвиняемого. Федеральный розыск объявляется в установленном ведомственными актами порядке при необнаружении лица в процессе местного розыска.

Объявление обвиняемого в международный розыск регулируется рядом подзаконных нормативных актов:

1) Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 "Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола" <1>;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 43. Ст. 4916.

2) Типовое положение о территориальном подразделении (филиале) Национального центрального бюро Интерпола, утв. Приказом МВД России от 3 июня 1997 г. N 333 <1>.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

Перечисленные подзаконные акты применяются в той части, в какой они не противоречат нормам уголовно-процессуального закона.

Процессуальное законодательство не содержит каких-либо норм, регламентирующих деятельность следователя и дознавателя по уголовному делу, приостановленному в связи с психическим или иным тяжким заболеванием обвиняемого. Следственная практика показывает, что содержанием такой деятельности являются:

1) организация в необходимых случаях лечения заболевшего подозреваемого, обвиняемого;

2) пресечение (предотвращение) возможных попыток со стороны подозреваемого, обвиняемого затянуть болезненное состояние или уклониться от лечения;

3) принятие необходимых организационных мер в период лечения обвиняемого для пресечения его попыток скрыться от органов предварительного расследования;

4) поддержание постоянного контакта с лечащим врачом, чтобы следить за ходом и результатом лечения, с тем чтобы своевременно возобновить производство по уголовному делу и т.п. (ст. 209 и 210 УПК).

В соответствии со ст. 211 УПК приостановленное предварительное расследование возобновляется мотивированным постановлением следователя и дознавателя тогда, когда:

1) отпали основания для приостановления производства (скрывшийся обвиняемый обнаружен; обвиняемый выздоровел; лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, установлено; лицо, реальная возможность которого ранее участвовать в производстве по уголовному делу отсутствовала, появилось на территории России);

2) возникла необходимость в производстве дополнительных следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого. При этом одновременно должен быть поставлен вопрос о продлении срока расследования, если общий срок предварительного расследования, установленный уголовно-процессуальным законом, истек.

О возобновлении расследования сообщается подозреваемому, обвиняемому и их защитникам, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу и гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору.

После выполнения необходимых следственных действий предварительное расследование вновь может быть приостановлено, если существуют основания для этого и не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности.

Тема 19. Окончание предварительного расследования

§ 1. Окончание предварительного расследования и его виды

Процесс предварительного расследования преступлений, будучи единым по своей природе, сущности и содержанию, состоит из ряда этапов, обладающих определенными особенностями. Подавляющее большинство специалистов в сфере уголовного судопроизводства полагают, что предварительное расследование включает в себя три этапа: первоначальный, последующий и заключительный (завершающий) <1>. Однако эта точка зрения не является единственной. Некоторые специалисты в области уголовного судопроизводства более детально структурируют предварительное расследование <2>.

--------------------------------

<1> См.: Вандышев В.В. Указ. соч. С. 486 и др.

<2> См.: Коршунова О.Н. Теоретические и прикладные проблемы уголовного преследования. СПб., 2006. С. 16, 35 - 36 и др.

Первоначальный этап предварительного расследования охватывает период с момента принятия следователем, дознавателем уголовного дела к своему производству и до момента привлечения лица в качестве обвиняемого. Этот этап производства по уголовному делу характеризуется, как правило, ярко выраженным поисковым содержанием деятельности следователя, дознавателя, которая обеспечивается активным оперативно-розыскным сопровождением. Основные усилия следователя, дознавателя на первоначальном этапе расследования направлены на поиск доказательств, которые обеспечили бы установление фактических обстоятельств совершения преступления и лиц, его совершивших.

Последующий этап предварительного расследования включает в себя период с момента привлечения лица в качестве обвиняемого и предъявления ему обвинения и до принятия решения об окончании предварительного следствия. Для данного этапа характерны в основном проверка версий стороны защиты, опровержение доводов обвиняемого, уточнение фактических обстоятельств совершения преступного посягательства и роли обвиняемых при совершении преступления в соучастии и т.п.

Заключительный этап предварительного следствия начинается с момента принятия решения о его окончании, составления итогового процессуального документа и завершается моментом направления уголовного дела прокурору. Этот этап стадии предварительного расследования включает в себя многообразные решения и действия участников уголовного судопроизводства, в том числе следователя, руководителя следственного органа, дознавателя и органа дознания, а также составление документов, предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Окончание предварительного расследования - завершающий этап досудебной подготовки материалов (предварительного расследования), заключающийся в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли следователя, руководителя следственного органа, дознавателя и органа дознания по завершению предварительного производства по уголовному делу и передаче его при необходимости прокурору.

На этом этапе следователь, дознаватель подводят итоги предварительного расследования, анализируют и оценивают собранные доказательства, проверяют всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств уголовного дела, систематизируют материалы уголовного дела, формулируют и обосновывают выводы по существу уголовного дела. При необходимости они принимают меры по устранению пробелов в системе доказательств и установленных фактических обстоятельствах совершенного преступления. На этом этапе следователь, дознаватель составляют также различные итоговые документы предварительного расследования, предусмотренные законом.

Виды окончания предварительного расследования определяются характером и содержанием принимаемого следователем или дознавателем итогового решения. В соответствии со ст. 158 УПК производство предварительного расследования оканчивается:

1) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, установленном гл. 29 - 31 УПК;

2) по остальным уголовным делам - в порядке, установленном гл. 32 УПК. Данная норма предусмотрела также право руководителя следственного органа, следователя и дознавателя при установлении в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельств, способствовавших совершению преступления, внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению соответствующими организациями и должностными лицами с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его получения.

Анализ уголовно-процессуальных норм позволяет сделать следующие выводы о видах окончания предварительного расследования.

Дознание, предусмотренное ст. 157 УПК, в виде производства неотложных следственных действий завершается составлением постановления о направлении дела руководителю следственного органа.

Дознание как самостоятельная форма предварительного расследования может быть окончено составлением:

1) постановления о прекращении уголовного дела;

2) обвинительного акта по уголовному делу.

Предварительное следствие может быть окончено вынесением:

1) постановления о прекращении уголовного дела;

2) обвинительного заключения по уголовному делу;

3) постановления о направлении уголовного дела через прокурора в суд для рассмотрения вопроса о возможности применения к лицу принудительных мер медицинского характера.

Таким образом, единственным решением, объединяющим и предварительное следствие, и дознание в качестве самостоятельной формы предварительного расследования, является прекращение уголовного дела (или уголовного преследования).

§ 2. Окончание расследования составлением

постановления о прекращении уголовного дела

Предварительное расследование завершается прекращением уголовного дела при установлении обстоятельств, указанных в уголовно-процессуальном законе.

Прекращение уголовного дела - институт уголовно-процессуального закона, нормы которого регулируют окончание деятельности органов предварительного расследования и суда в связи с наличием юридических фактов, безусловно исключающих производство по уголовному делу или допускающих его завершение без постановления приговора.

Основания прекращения уголовного дела или уголовного преследования - установленные доказательствами по уголовному делу обстоятельства предмета доказывания (юридические факты), исключающие производство по уголовному делу или допускающие возможность его прекращения по усмотрению суда, а также следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора.

Уголовное дело или уголовное преследование прекращаются при наличии оснований, предусмотренных ст. 24, 25, 27 и 28 УПК. В случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК, следователь, дознаватель или прокурор принимают меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного реабилитированному в результате уголовного преследования (ст. 212 УПК).

Как представляется, в отличие от прекращения уголовного дела в полном объеме прекращение уголовного преследования законодатель допускает только тогда, когда речь идет:

1) об отдельных эпизодах совершения преступления;

2) о совершении преступления отдельными лицами или лицами, обладающими определенными иммунитетами. В ранее действовавшем законодательстве институт прекращения уголовного преследования действовал под видом частичного прекращения уголовного дела.

В соответствии со ст. 24 УПК уголовное дело прекращается в целом в отношении конкретных лиц по основаниям, указанным в этой статье. Эти обстоятельства были предметом рассмотрения в теме, посвященной анализу правоотношений и деятельности участников уголовного процесса в стадии возбуждения уголовного дела. Поэтому ограничимся рассмотрением обстоятельств, установление которых влечет за собой прекращение уголовного преследования или прекращение уголовного дела по усмотрению государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Согласно ст. 27 УПК уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям:

1) при установлении непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления. Непричастность - неустановленная причастность либо установленная непричастность к совершению преступления (п. 20 ст. 5 УПК). Неустановленная причастность как основание прекращения уголовного преследования возможна лишь в отношении подозреваемых и обвиняемых при условии, что:

а) лицо обладает процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого (ст. 46 и 47 УПК);

б) следователь, дознаватель установили непричастность обвиняемого или подозреваемого к совершению преступления.

Применительно к обвиняемому требуется наличие дополнительных условий:

а) следователь провел все возможные в данной ситуации следственные действия;

б) следователь исчерпал теоретически и практически все возможности для получения новых, дополнительных доказательств его виновности;

в) имеющиеся в уголовном деле доказательства не позволяют прийти к однозначному, единственному выводу о совершении преступления именно этим обвиняемым;

2) при прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1 - 6 ч. 1 ст. 24 УПК;

3) вследствие наличия акта амнистии. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ст. 84 УК);

4) при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении дела по тому же обвинению;

5) при наличии в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

Перечисленные в п. 4 и 5 ч. 1 ст. 27 УПК процессуальные акты государственных органов или должностных лиц исключают возможность производства каких-либо процессуальных действий и решений в отношении подозреваемого или обвиняемого. Это обусловлено тем, что повторное уголовное преследование этих лиц за одно и то же преступление не допускается, исходя из древнего правила non bis in idem (нельзя дважды наказывать за одно и то же) и смысла ч. 1 ст. 50 Конституции РФ;

6) при отказе Государственной Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказе Совета Федерации Федерального Собрания РФ в лишении неприкосновенности данного лица.

Прекращение уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, указанным в п. 3 и 6 ч. 1 ст. 24, ст. 25 и 28 УПК, а также п. 3 и 6 ч. 1 ст. 27 УПК, не допускается, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражают (ч. 2 ст. 27 УПК). В этом случае предварительное досудебное производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке.

Уголовное преследование в отношении лица, не достигшего к моменту совершения деяния предусмотренного уголовным законом возраста, с которого наступает уголовная ответственность, подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК (за отсутствием в деянии признаков состава преступления). По этому же основанию подлежит прекращению уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего лица, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность (14 или 16 лет), но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния (ч. 3 ст. 20 УК).

В случаях, предусмотренных ст. 27 УПК, допускается прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела в целом.

Помимо безусловных оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования уголовно-процессуальный закон предоставляет следователю и дознавателю право прекращать уголовное дело по своему усмотрению при наличии законных оснований и с учетом характеристик личности подозреваемого и обвиняемого.

Согласно ст. 25 УПК суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 76 УК, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

По этому основанию уголовное дело прекращается при наличии совокупности следующих условий:

1) подозреваемый или обвиняемый совершили преступление впервые;

2) подозреваемый или обвиняемый признали свою вину;

3) подозреваемый или обвиняемый загладили причиненный пострадавшему (потерпевшему) вред в различных формах;

4) подозреваемый или обвиняемый примирились с потерпевшим и не имеют друг к другу взаимных имущественных и иных претензий;

5) совершенное деяние относится к преступлениям небольшой или средней тяжести (ст. 15 УК);

6) в материалах уголовного дела находится заявление потерпевшего или его законного представителя с просьбой о прекращении уголовного дела по данному основанию;

7) подозреваемый или обвиняемый не возражают против прекращения уголовного дела по данному основанию, которое должно быть выражено в письменной форме.

Согласно ст. 28 УПК суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных ст. 75 УК.

В данной норме предусматривается возможность прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием подозреваемого или обвиняемого. Прекращение уголовного преследования лица по уголовному делу о преступлении иной категории в связи с его деятельным раскаянием в совершенном преступлении осуществляется судом, а также следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора только в случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК.

До прекращения уголовного преследования в соответствии со ст. 28 УПК лицу должны быть разъяснены соответствующие основания принятия этого решения и его право возражать (не соглашаться) против прекращения уголовного преследования.

По данному основанию уголовное преследование прекращается при наличии следующих условий:

1) подозреваемый, обвиняемый совершили преступления небольшой или средней тяжести либо преступления, за совершение которых уголовный закон допускает прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием;

2) они впервые совершили преступление;

3) они добровольно явились с повинной;

4) они деятельно способствовали раскрытию преступления (или преступлений);

5) они возместили причиненный ущерб или иным образом загладили вред, причиненный в результате совершения преступления;

6) эти лица согласны на прекращение уголовного преследования по рассматриваемому основанию.

Таким образом, согласие подозреваемого или обвиняемого требуется тогда, когда прекращается уголовное дело или уголовное преследование в связи с:

1) истечением срока давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК);

2) отсутствием заключения суда о наличии признаков преступления в деяниях одного из лиц, указанных в п. 1, 3 - 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК, либо отказом Государственной Думы, отсутствием согласия Совета Федерации, Конституционного Суда РФ, соответствующих квалификационных коллегий судей на возбуждение дела и привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1, 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК);

3) изданием акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК);

4) отказом Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказом Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК);

5) примирением сторон криминального конфликта (ст. 25 УПК);

6) деятельным раскаянием подозреваемого или обвиняемого (ст. 28 УПК).

При прекращении уголовного дела или уголовного преследования по иным основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законом, получение согласия подозреваемого, обвиняемого не требуется.

Для систематизации оснований прекращения уголовного дела или уголовного преследования в уголовно-процессуальной литературе ее авторы используют многочисленные классификации.

В зависимости от закрепления этих оснований в действующем законодательстве различают материально-правовые и процессуальные основания.

К материально-правовым основаниям - обстоятельства прекращения уголовного дела, предусмотренные уголовным законом, - относятся:

1) отсутствие события преступления (ст. 8 УК);

2) отсутствие в деянии признаков состава преступления (ст. 8 УК);

3) истечение срока давности уголовного преследования (ст. 78 УК);

4) недостижение лицом возраста наступления уголовной ответственности (ч. 1 ст. 20 УК);

5) отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом (ч. 3 ст. 20 УК);

6) смерть (кончина) подозреваемого, обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для реабилитации умершего или возобновления уголовного дела в отношении других лиц ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ст. 8 УК);

7) издание закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния (ст. 10 УК);

8) примирение сторон (ст. 76 УК);

9) деятельное раскаяние (ст. 75 УК);

10) издание акта об амнистии (ст. 84 УК).

Процессуальными основаниями прекращения уголовного дела или уголовного преследования, предусмотренными уголовно-процессуальным законом, являются:

1) непричастность лица к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК);

2) отсутствие заявления потерпевшего (пострадавшего, жертвы), если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 20 УПК (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК);

3) наличие вступивших в законную силу и неотмененных судебных решений в отношении конкретного лица и по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК);

4) наличие неотмененных постановлений органов уголовного преследования и прокурора о прекращении уголовного дела в отношении конкретного лица и по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК);

5) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в деяниях одного из лиц, указанных в п. 3 - 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационных коллегий судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1, 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК);

6) наличие отказа Государственной Думы на дачу согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказа Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК);

7) отказ государственного обвинителя от обвинения (ст. 246 УПК).

В зависимости от правовых последствий прекращения уголовного дела или уголовного преследования различают реабилитирующие и нереабилитирующие основания.

Реабилитирующие - основания, указывающие на непричастность лица к совершению преступления или уголовно-процессуальные нарушения со стороны государственных органов либо должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и требующие его реабилитации.

К ним специалисты относят:

1) отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК);

2) отсутствие в деянии признаков состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК);

3) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК);

4) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК (п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК);

5) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3 - 5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационных коллегий судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1, 3 - 5 ч. 1 ст. 448 УПК (п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК);

6) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (п. 4 ч. 1 ст. 27 УПК);

7) наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановления органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 5 ч. 1 ст. 27 УПК);

8) отказ Государственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК);

Наши рекомендации