Д) проявление доброжелательности и заботы к ученику.

Определение конфликта.

Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Разнообразие школьных конфликтов.

Причины возникновения и способы решения

Конфликт «Учитель — ученик»

Список литературы.

  1. Васильев Н.Н. "Тренинг преодоления конфликтов", С - Пб, "Речь", 2003. -174 с.
  2. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. "Конфликтологический этюд для учителя". - М., "Российское педагогическое агентство", 1998. -80 с.
  3. Рогов Е.И. "Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие" - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.
  4. Рыбакова М.М. "Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе", Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
  5. Подготовка будущих учителей к ведению переговоров при разрешении конфликтных ситуаций в школе. Год: 2000, Стр.: 193, Тип работы: Магистерская работа / диплом,
  6. Краткий психологический словарь/ Ред. - сост. Л.А.Карпенко; под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского - 2 изд., Ростов н/Д: изд-во "Феникс",1999 - 512 с.

7. 1. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань: Фирма «СКАМ», 1992. - 142 с.

8. 2. АнцуповА.Я. Эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов

9. 3. Гришина Н. В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов

10. 4. А.Ю. Полилей, В.В. Хилькевич Методическое пособие «Школьная медиация», часть I

11. 5. Бесемер, Христоф. Медиация: Посредничество в конфликтах / Перевод с нем. Н. В. Маловой — Калуга: Духовное познание, 2004. — 176 с.

12. 6. В. Питер, 2005.- Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Перевод с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 226 с. ISBN 5-9614-0227-4

13. 224с.

14. 7. Медиация — искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители: Г.Мета, Г.Похмелкина / Перевод с нем. Г.Похмелкиной. — М.: Издательство Verte, 2004. — 320 с.

15. 8. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.:Аспект Пресс, 2003.-с. 285

16. 9. Таланов В.Л. Справочник практического психолога. СПб.: Сова. 2003. – 928с

17. 10. Темина С. Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. — МПСИ, МОДЭК, — 2002, - 144 с.

18. 11. Педагогическая психология. Хрестоматия. Челябинск, — ЮУрГУ, - 1999, -120 с.

19. 12. Юшкевич Ю. Школьная служба примирения: что это такое? // http:mediators.ru

20. 13. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 1990. – 256 с.

21. Электронные ресурсы:

22. 14. http://www.garant.ru

23. 15. http://www.institute-mediation.com

24. 16. http://www.conflictanet.ru

25. 17. http://www.uni-altai.ru

В работе использованы результаты психодиагностики:

- методика «Психологический портрет учителя» Г.В. Резапкина;

- экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам;

- методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко;

- опросник для учащихся «Ваше отношение к конфликтам»

26.

ОПРОСНИК «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ / РОДИТЕЛЯ» (Г.В.РЕЗАПКИНА)

https://festival.1september.ru/articles/600687/pril1.doc

Анкета Курышевой Л.П.

1. Случались ли у Вас конфликты в процессе профессиональной деятельности?

а) часто

б)иногда

в) никогда

2. Какие конфликты наиболее часто случаются в процессе Вашей профессиональной деятельности в школе?

а) конфликты между учителем и учеником;

б) конфликты между учителем и администрацией школы.

в) конфликты между учениками.

г) конфликты между учителем и группой (классом) учеников.

д)конфликты между учителем и родителями ученика

3. Оказывают ли конфликты влияние на Вашу профессиональную деятельность?

а) влияют

б) сильно влияют

б) не влияют

в) никогда об этом не думал (а)

4. При конфликтной ситуации обычно я обращаюсь к:

а) директору

б) завучу

в) школьному психологу

г) родителям учащихся

д) коллегам

е) учащимся

5. Что, по Вашему мнению, чаще всего приводит к конфликтам во взаимодействии учителя и ученика?

а) невыполнение школьником учебных заданий

б)нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках или вне школы

в) негативное отношение учеников к предмету

г) негативное отношение учеников к Вам как учителю

6. Какие способы разрешения конфликта представляются Вам наиболее приемлемыми?

а) использование своей власти для принуждения ученика принять Вашу сторону.

б) совместный поиск решения с учётом интересов обеих сторон,

в) обращение к посреднику для разрешения конфликтной ситуации

г) установление согласия на основе взаимных уступок.

д)проявление доброжелательности и заботы к ученику.

7. При разрешении конфликта с учащимися Вы:

а) опираетесь на личный опыт в разрешении конфликтов

б) консультируетесь со специалистом

в) используете соответствующую литературу

г) проводите дополнительную диагностику личности ученика

д) другое стараюсь конфликт уладить самостоятельно___________________________

8. Если конфликт с учеником уже произошел, то лучше всего:

а) вмешаться и попытаться разрешить ситуацию

б) оставить все как есть

в) обратиться к школьному психологу

г) заручиться поддержкой администрации школы

д) проконсультироваться с коллегами

е) обратиться к родителям ученика

ж) еще раз попытаться придти к согласию вместе с учеником

9. Считаете ли Вы, что опыт других учителей в разрешении конфликтов мог бы быть Вам полезен?

а) Часто

б) Иногда

в) Никогда

10. Чего Вам не хватает при разрешении конфликтных ситуаций?

а)знаний о способах профилактики и разрешения конфликтов

б) опыта предотвращения конфликтных ситуаций

в) знаний о возрастных особенностях школьников

г) знаний о личностных и индивидуальных качествах учеников.

11. Какие из личностных качеств учителя являются, на Ваш взгляд, наиболее важными для эффективного взаимодействии учителя и ученика?

а) профессионализм в преподавании своего предмета

б) общительность

в)способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность)

г) сопереживание (эмпатия)

Д) справедливость

е) способность к сотрудничеству

ж) требовательность

з) эмоциональная привлекательность

и) доброжелательность

К) терпение

Л) вежливость

м) организованность

12. Какие личностные качества Вы считаете необходимыми для предотвращения конфликтов в педагогической деятельности?

_______доброта,педагогическое предвидение___________________________

Анкета Курышевой Л.П.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается анкета, посвящённая экспериментальному изучению взаимодействия учителя и учащихся в современной отечественной школе. Ответы на вопросы анкеты позволят нам получить более чёткие представления о наиболее эффективных способах взаимодействии учителей и учащихся в школе. Прочитайте, пожалуйста, внимательно вопросы анкеты и дайте наиболее подходящий, по Вашему мнению, ответ. Спасибо за сотрудничество!

1. Случались ли у Вас конфликты в процессе профессиональной деятельности?

а) часто

б)иногда

в) никогда

2. Какие конфликты наиболее часто случаются в процессе Вашей профессиональной деятельности в школе?

а) конфликты между учителем и учеником;

б) конфликты между учителем и администрацией школы.

в) конфликты между учениками.

г) конфликты между учителем и группой (классом) учеников.

д) конфликты между учителем и родителями ученика

3. Оказывают ли конфликты влияние на Вашу профессиональную деятельность?

а) влияют

б) сильно влияют

б) не влияют

в) никогда об этом не думал (а)

4. При конфликтной ситуации обычно я обращаюсь к:

а) директору

б) завучу

в) школьному психологу

г) родителям учащихся

д) коллегам

е) учащимся

5. Что, по Вашему мнению, чаще всего приводит к конфликтам во взаимодействии учителя и ученика?

а) невыполнение школьником учебных заданий

б)нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках или вне школы

в) негативное отношение учеников к предмету

г) негативное отношение учеников к Вам как учителю

6. Какие способы разрешения конфликта представляются Вам наиболее приемлемыми?

а) использование своей власти для принуждения ученика принять Вашу сторону.

б) совместный поиск решения с учётом интересов обеих сторон,

в) обращение к посреднику для разрешения конфликтной ситуации

г) установление согласия на основе взаимных уступок.

д) проявление доброжелательности и заботы к ученику.

7. При разрешении конфликта с учащимися Вы:

а) опираетесь на личный опыт в разрешении конфликтов

б) консультируетесь со специалистом

Наши рекомендации