Содержательные характеристики шкал
Психоэмоциональное истощение - процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
Личностное отдаление - специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к друшм людям.
Профессиональная мотивация - уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Ниже приведены жизненные проявления ПВ на различных системных уровнях.
Жизненные проявления психического «выгорания» на системноструктурных уровнях
Шкалы ПВ | Проявления психического «выгорания» на уровнях: | ||
Межличностном | Личностном | Мотивационном | |
ПИ | Психическое истощение. Раздражительность. Агрессивность. Повышенная чувствительность к оценкам других. | Низкая эмоциональная толерантность, тревожность. | Нежелание идти на работу. Желание скорее окончить рабочийдень. Появление прогулов. |
ЛО | Нежелание контактировать с людьми. Циничное, негативное отношение к людям. | Критичное отношение к окружающим и некритачность в оценке самого себя. Значимость своей правоты. | Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере. |
ПМ | Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе. | Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом. Чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи. | Снижение потребности в достижениях. |
Контрольные вопросы:
1. Как можно охарактеризовать понятие “Психика”?
2. Что стоит понимать под психическим здоровьем?
3. Какой показатель является одним из ведущих показателей функционального состояния психики?
4. Что можно отнести к эмоциям?
5. По одной из первых классификаций темпераментов выделяют: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Кто ее предложил?
6. Какой из темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) считается сильным, уравновешенным, подвижным типом? А какой относится к слабому типу?
7. Какая наиболее часто встречаемая форма нарушения психического здоровья?
8. Что необходимо использовать для повышения устойчивости психики к неблагоприятным воздействиям, стрессу?
Тема7: «Teст-тренннг» (ответы проверьте по приложению).
1.1. Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать?
«Информационный бум»,'«стрессовые ситуации» - эти слова так часто мелькают на страницах печати, что мы их воспринимаем как неотъемлемую часть научно- технического про-гресса, к нам лично отношения не имеющую. И все же, что стоит за этими стовами? Наше с вами здоровье! Что мы о нем знаем? Как уберечь себя от преждевременного старения и потери трудоспособности?
I. Если утром вам надо встать пораньше, вы
1. Заводите будильник
2. Доверяете внутреннему голосу
3. Полагаетесь на случай
II. Проснувшись утром, вы
1. Сраpу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела
2. Встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на занятия
3. Увидев, что у вас в запасе несколько минут, продолжаете нежиться под одеялом.
III. Из чего состоит ваш обычный завтрак?
1. Из кофе или чая с бутербродами
2. Из мясного блюда и кофе или чая
3. Вы вообще не завтракаете дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять
IV. Какой вариант распорядка рабочего дня вы бы предпочли?
1. Необходимость точного прихода на занятия в одно и то же время.
2. Приход в диапазоне 30 минут
3. Гибкий график