УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 13
ПО ТЕМЕ «ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»
Требования к компетентности:
· знать системы и формы организации процесса обучения, уметь выявлять их в педагогической реальности и владеть дидактическими основами их планирования, конструирования, организации и осуществления в педагогической практике;
· знать цели и задачи урока, его дидактическую структуру и типы; уметьнаблюдать и анализировать уроки различных типов; владеть дидактическими основами их планирования и организации;
· знать общие формы учебной работы на уроке и основные требования к современному уроку; уметь обосновывать его эффективность и результативность;
· знать сущность различных форм обучения в современной школе, уметь их выделять в педагогической реальности; владеть дидактическими основами их планирования, конструирования, организации и осуществления в педагогической практике.
Основная литература
1. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В.Воронов. – М., 1997. – С. 108–114.
2. Карпович, Т.Е. Основы педагогики. Практикум: учеб. пособие / Т.Е.Карпович. – Минск: Тесей, 2007. – С.69–71.
3. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – С.339–440.
4. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Роспедагенство, 1996. – С.250–262.
5. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый. – М., 2003. – С. 519–525, 535–541.
6. Прокопьев, И.И. Педагогика: Основы общей педагогики. Дидактика / И.И. Прокопьев, Н.В.Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С.265–297, 316–392, 486–537.
7. Сластенин, В.А., Общая педагогика / В.А.Сластенин [и др.]; под ред В.А.Сластенина. – В 2 ч. – М., 2002. – Ч. 1. – С.250–269.
8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Мiнск: Унiверсiтэцкае, 2000. – С. 239–246, 281–287.
Дополнительная литература
1. Гимпель, Л.П. Программированные тестовые задания по педагогике / Л.П.Гимпель. – Минск: МГЛУ, 2005. – С. 58–61.
2. Пуйман, С.А. Педагогика: Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – С. 127–131.
Основные понятия
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Современный словарь по педагогике. – Минск, 2001. – С. 854.
Форма обучения – внешняя сторона организации процесса обучения, определяющая когда, где, кто и как обучается.
Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 1997. – С. 108.
Классно-урочная система – специфическая форма организации учебной работы, суть которой состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом.
Харламов, И.Ф. Педагогика. – Минск, 2000. – С. 241.
Классно-урочную систему обучения отличают следующие особенности:
- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных следующих одна за другой частей (уроков);
- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
- постоянное чередование уроков (расписание);
- руководящая роль учителя (педагогическое управление);
- применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Подласый, И.П. Педагогика. – М., 2003. – С. 520.
Урок как основная форма обучения – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
Подласый, И.П. Педагогика. – М., 2003. – С 521.
Другие формы и системы организации обучения: индивидуальное обучение, индивидуально-групповое обучение, белл-ланкастерская система взаимного обучения, батавская и мангеймская системы обучения, система индивидуализированного обучения, проектная система обучения.
Харламов, И.Ф. Педагогика. – Мн., 2000. – С. 240–243.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Исторически сложились следующие системы организации обучения: |
передача опыта от преподавателя к обучаемому; появилась в античные времена; сохранилась в виде репетиторства, тьюторства, менторства, гувернерства | ||
поочередное взаимодействие преподавателя с каждым обучаемым в группе; использовалась в школах Средневековья; сохранилась в отечественной сельской малокомплектной школе | ||
взаимодействие преподавателя с группой обучаемых одного возраста и постоянного состава (класс) в определенные отрезки времени (урок); создана Я.А.Коменским в XVII в.; сохранилась в средней школе на начальной и базовой ступенях, в средних специальных учебных заведениях | ||
взаимодействие преподавателя с группой старших, способных обучаемых, которые затем обучали младших; существовала в Англии, Индии в конце ХVIII– начале ХIХ вв. (белл-ланкастерская система) | ||
существовала в конце ХIХ в.: - в США (батовская система) – сочетание коллективной работы с классом и индивидуальных занятий, - в Европе (маннгеймская система) – распределение учащихся по классам в зависимости от способностей и успеваемости; сохранилась в виде деления учащихся на потоки в зарубежной средней школе; | ||
существовала в начале ХХ в. в США: - Дальтон-план – индивидуальные занятия учащихся в лабораториях, предметных мастерских по выполнению определенного задания; сохранилась в средней школе как альтернатива классно-урочной системе, - план Трампа – распределение учебного времени на работу в больших группах (40%), малых (20%) и индивидуальную самостоятельную работу в учебных кабинетах (40%); сохранилась в высшей школе |
актуализация (повторение) прежних знаний и способов деятельности | формирование новых знаний и способов деятельности | |||
формирование умений и навыков, творческое применение знаний на практике | ||||