Возможности педагогического дискурса олимпиадного движения в развитии человеческого потенциала обучающихся

Высшее образовательное учреждение должно создать все условия для формирования конкурентно способного высокопрофессионального выпускника. Это обуславливает необходимость учета ряда принципов современной образовательной системы: реализацию гуманистического, личностно-ориентированного подхода, субъект-субъектного подхода, диалогово-деятельностной концепции воспитания, что позволяет создать воспитательно-образовательное пространство, способствующие развитию личности студента по индивидуальной траектории.

По мнению А.И. Попова, неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека является его творческая активность, что обуславливает актуальность задачи развития креативности личности в период ее профессионального становления [3; С.23]. Олимпиадное движение, его соревновательная составляющая является одним из средств формирования конкурентной среды, творческой компетенции, лидерских качеств, профессиональной направленности, морально-нравственных качеств обучающихся. Участие студентов в олимпиадном движении на любом из этапов (подготовительном; проведение, участие; анализ результатов) обуславливает развитие их личностного потенциала.

Как правило, в предметных олимпиадах принимают участие студенты, освоившие определенную дисциплину, и это целесообразно для данного этапа олимпиадного движения. Однако в подготовительном этапе могут принимать участие и те студенты, которые еще не приступили к изучению дисциплины, но уже замотивированы на профессиональное личностное развитие.

Участие в олимпиадном движении позволяет студентам строить межличностные, деловые отношения, взаимодействовать с высоко конкурентной профессиональной средой; осуществлять профессиональное творческое саморазвитие, проектировать индивидуальную и командную профессиональную деятельность [3; С.25].

Возможности педагогического дискурса обусловлены применением субъект-субъектного подхода к процессу обучения, диалоговым характером обучения, взаимообогащением участников педагогического процесса. Актуализация педагогического дискурса происходит, главным образом, на подготовительном этапе олимпиадного движения, т.е. в процессе формирования команды и ее подготовки к участию в конкурсе. Процесс подготовки может быть реализован в учебное и внеучебное время (дополнительные подготовительные занятия), в процессе академических занятий (освоение содержания основной образовательной программы специальности) и во время самоподготовки; в контактной и дистанционной формах, в режиме онлайн консультирования. Не зависимо от уровня подготовки участников команды, свою работу мы начинаем с освоения понятийного аппарата дисциплины, интерпретации основных категорий и понятий направления олимпиады. Мы актуализируем академический дискурс дисциплины (словари, справочники, учебники, учебно-методические пособия, монографии, рекомендованные для успешного освоения содержания дисциплины); мы сопоставляем основные личностные концепты (бытийствующие в сознании участников команды); создаем индивидуальный педагогический словарь (интерпретация основных категорий и понятий педагогики с учетом личностной позиции автора, специфики его языковой личности).

Педагогический дискурс создается субъектами образовательного процесса вуза в коммуникативно-речевом взаимодействии на основе ценностных установок, целей, знаний, рефлексии, осуществляется в мыследеятельности, речи, текстах, направлен на поиск и выбор индивидуально-личностных и профессиональных смыслов педагогической деятельности, выступая средством формирования дискурсивно- проектной компетентности будущего специалиста [1; С. 14].

Под дискурсом мы понимаем результат целенаправленного общения в процессе выполнения субъектом поисковых операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект обучения прежде всего выполняет система образования. Модель дискурсивного обучения, основанная на актуализации педагогического потенциала учебного текста, которая может и должна применяться в системе воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях и в учреждениях высшей школы, дает возможность педагогу формировать общую образовательную компетенцию, общекультурное и профессиональное сознание личности обучающегося.

Обучающийся, реализуя дискурсивную стратегию, формирует знания, мнения, ценности, активизируя свои и учитывая «чужие», следовательно, он выполняет творческую деятельность, создавая свой текст на основе дидактического текста или под его воздействием (специально сформулированное задание), направленный на рождение встречного «текста-дискура». Педагогический потенциал дискурсивной деятельности очевиден, он заключается в том, что обучающийся в соответствии со своим интеллектуальным развитием реализует возможность свободно и самостоятельно активизировать учебный материал, выбрать самостоятельно те дидактические тексты, которые необходимы при создании собственных дискурсивных текстов, что требует владения языковой и дискурсивной компетенцией как составляющих коммуникативной компетенции.

Педагог-тренер в процессе поиска готовых развивающихся развивающих конкурсных заданий или, разрабатывая задания (интеллектуальные головоломки), занимается саморазвитием, самообразованием, актуализирует профессиональный потенциал. Таким образом, участие в подготовительном этапе олимпиадного движения и для педагога становится инструментом развития креативного потенциала.

Говоря о переходе к гуманистической модели образования мы, прежде всего, предполагаем педагогический дискурс. Под педагогическим дискурсом нами понимается некое диалоговое пространство, установленное в процессе психолого-педагогического социально-позитивного взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью формирования профессионально значимых качеств личности, повышение профессиональной компетентности.

В этой связи становится актуальным олимпиадное движение как уникальная возможность, с одной стороны, простраивания индивидуальной траектории формирования универсальных учебных действий и предметных знаний, а с другой - как возможность самореализации, повышения собственной значимости участника олимпиады.

Говоря об участии в олимпиаде как о способности к самореализации, хочется отметить, что участники олимпиады - лучшие студенты вузов. Участие в олимпиаде - это возможность проявить себя среди сильнейших, тем самым, расширяя свои возможности, профессиональные горизонты личности.

Говоря о дискурсивных отношениях, мы обращаем внимание на создание внутренней потребности студента в олимпиадном движении.

Когда студент будет знать, что его интеллектуальные достижения востребованы, он будет активным участником научных форумов, олимпиад.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ежова Т.В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя // Автор. дисс. иссл., Орегнбург, 2009., С.14.

2. Попов А.И., Пучков Н.П. Управление олимпиадным движением в вузе // Образование и саморазвитие (Казань).— 2010— № 3 (19).— С.75—81.

3. А.И. Попов Формирование творческой компетентности специалиста в условиях олимпиадного движения //Открытое образование №6, 2005 — С.23.

С.О. Аквазба

Наши рекомендации