Творческое содружество с I класса

Пожалуй, самым трудным для нашей лаборатории было доказать важнейшее значение коллективных творческих дел для воспитания младших школьников. Уже первые выпускники Коммуны им. А. С. Макаренко - Л. С. Новикова-Воробьева, Ю. Н. Афанасьев, В. Л. Животовская, М. А. Бесова, Л. И. Рогачева-Корикова и их товарищи начали строить общую творческую заботу октябрят и их старших товарищей - пионеров и взрослых во главе с учителями.

Они выступили против наиболее распространенных традиций опеки - сведения воспитательной работы с младшими школьниками к открытой передаче готового опыта: к заучиванию монтажей и бесконечным репетициям, к индивидуальным поручениям, даваемым и контролируемым учителем, к назидательным беседам и осуждению неуспевающих и недисциплинированных.

Однако в действиях первых наших бойцов против опеки над октябрятами многое было недостаточно обоснованным, незавершенным. Нужно было разработать конкретную методику воспитательной работы в младших классах по созданному нами алгоритму. Эту задачу стали решать под руководством лаборатории многие ленинградские учителя, прежде всего студенты заочного отделения нашего факультета. Но роль первопроходца взяла на себя Лариса Ивановна Рогачева-Корикова, одна из основателей Коммуны им. А. С. Макаренко, ныне сотрудник нашей общественной лаборатории, учительница начальных классов 10-й, затем 9-й гатчинской школы Ленинградской области.

Приняв очередной I класс, Л. И. Корикова построила воспитательный процесс в сентябре и октябре по шести стадиям коллективного творческого дела - праздника красной звездочки. В конце августа и в первые дни учебного года она провела предварительную работу: определила воспитательные задачи вступления первоклассников в октябрята, сообщила о них родным учащихся, пионерам IV класса, вместе с ними наметила несколько возможных вариантов праздника (сюрпризы будущих звездочек друг другу, обмен поздравлениями с параллельными классами и т. д.), помогла своим воспитанникам создать микроколлективы (объединились ребята, живущие рядом и связанные нитями симпатии по дому или детскому саду), рассказала им о том, как можно провести праздник красной звездочки и подготовиться к нему...

- Как видите, можно по-разному, но мы с вами выберем сами. Посовещайтесь друг с другом, что вам больше нравится, а вечером расскажите своим родителям и посоветуйтесь с ними...

На следующий день - общий сбор-старт. Малыши и вожатые-четвероклассники, их мамы и бабушки (ставшие первыми шефами) сели в круг. Учительница поздравила собравшихся:

- Сегодня мы впервые будем вместе, как старшие и младшие товарищи, решать важнейший вопрос нашей жизни, как нам лучше провести и подготовить праздник красной звездочки...

Напомнив о возможных вариантах, дала 15 минут для того, чтобы посовещаться по группам вместе со своими старшими товарищами: пусть каждый скажет о своем желании - с кем вместе и где устроить праздник, кого порадовать...

В каждом кружке началось обсуждение. Один за другим вожатые сообщают о предложениях своих групп. Учительница подбадривает робеющих, сопоставляет сказанное, подхватывает и развивает наиболее интересные мнения. Постепенно выясняется: большинство первоклассников и их старших друзей - за подготовку сюрпризов по группам.

- Для кого?

- Друг для друга. Но потом можно поздравить и других первашей...

- А какие сюрпризы?

- Загадки! Сценки! Стихи! Сказки! Игру провести интересную со всеми! Но кто что хочет и по секрету.

И вот уже выбран штаб праздника - от каждого микроколлектива вожатый и командир-первоклассник. Советники штаба - Лариса Ивановна и присутствовавшие мамы и бабушки.

Больше месяца шла подготовка сюрпризов: ребята собирались каждую неделю в гостях у старших друзей и создавали свой подарок для других групп и для всего класса. Героями выбранных стихов, сочиненных сообща сценок, загадок, сказок были, конечно, октябрята и пионеры. Об этом заботились учительница и вожатые.

Но вот и праздник. После торжественной линейки группы, ставшие теперь звездочками, со своими старшими друзьями идут в помещение класса, и тут первая неожиданность: пионеры успели украсить класс гирляндами, аппликациями, шарами. И пошла цепочка сюрпризов!

На следующий день - общий сбор - "огонек". Снова совещаются звездочки. Снова каждый высказывал свое мнение. Но уже гораздо увереннее. От имени звездочек говорят уже не только вожатые, но и командиры.

- Что понравилось?

- Всё! Всем было интересно! Дружно работали!..

- А что предлагаем?

- Давайте поздравим других октябрят!

И целых три дня, до самого конца четверти, воспитанники Ларисы Ивановны вместе с ней приходят после уроков на 15 - 20 минут в гости к товарищам из параллельных классов с наиболее удачными из подготовленных сценок, стихов, загадок...

Все шесть стадий одного и того же коллективного творческого дела. Но это только начало. В течение следующей четверти Лариса Ивановна осуществляет своим коллективом по тому же алгоритму несколько КТД - праздник "Прощание с букварем", встречу Нового года, октябрятско-пионерскую "Зарничку", операцию "Подарок славным труженицам", звездный марш-поход в честь дня рождения В. И. Ленина, операцию "Салют ветеранам!".

Эстафету Л. И. Кориковой подхватывают десятки и сотни ленинградских учителей начальных классов, среди них Т. А. Рыбкина из 144-й школы, Л. К. Панкратьева из 544-й, Т. С. Викторенкова из 155-й школы, Т. Н. Пыжова из 264-й, В. П. Орлова из 124-й школы Ленинграда и В. А. Макарова-Афанасьева из Никольской школы Гатчинского района Ленинградской области...

Этот опыт становится новым доказательством действенности алгоритма содружества, возможности эффективного использования КТД начиная с младших классов.

Этот опыт оказал нам бесценную помощь для раскрытия и другого, не менее значительного условия успешности коллективных творческих дел.

Наши рекомендации