Наука как вид познавательной деятельности

Предисловие

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование (квалификация/степень “бакалавр”», выпускник должен обладать способностями уметь использовать в организации собственной профессиональной деятельности научно обоснованные методы и современные информационные технологии и понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания, а также иметьготовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях и использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей различного возраста, руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников.

Специалисты в области педагогики и психологии справедливо указывают на возросшую необходимость повышения количества и качества психологических и педагогических исследований: изменения общества и человека требуют изучения трансформаций психики, поиска и обоснования новых направлений и способов воспитания и обучения. Д.И. Фельдштейн отмечает: «измененная сегодня ситуация развития общества, где произошли серьезные подвижки во взаимоотношениях разных групп населения на макро- и микроуровнях, обусловливает постановку и решение новых задач, нерешенных психолого-педагогических проблем». Для психологии, по его мнению, важно то, что «Качественно изменился и современный человек, прежде всего, растущий, изменилось его восприятие и мышление, сознание и речь, система ценностных ориентаций, многие нормы и принципы поведения, потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы, пространство деятельности, структура отношений, возрастная стратификация, что требует от педагогической и психологической наук ответа на многие вопросы, в том числе и связанные с развитием системы образования».Для педагогики существенным является то, что «Мы находимся уже во втором десятилетии XXI в., и система, идущая от Яна Коменского, Дистервега, Песталоцци, Ушинского, требует не модернизации, а замены, определяя необходимость поиска новых форм, новых методов на основе разработки новых эвристических концепций. При этом педагогическая и психологическая науки не могут игнорировать своеобразный вызов со стороны других научных направлений и дисциплин, изучающих человека и его развитие, – экзистенциализма, социальной антропологии, феноменологии, когнитологии, культурологи, понимающей социологии, семиотики, информатики. Актуализировалась необходимость выработать определенное отношение к полученным в этих научных областях представлениям, более энергичной работы "на стыке" с ними» [104, с. 7].

Данное учебное пособие ориентировано в первую очередь на студентов бакалавриата по направлению подготовки 050400 – Психолого-педагогическое образование: именно они должны уметь соединять предметные области педагогики и психологии при решении сложнейших проблем обучения, воспитания, развития подрастающего человека, осуществлять эмпирические исследования, позволяющие решать эти проблемы. Автор стремился создать пособие, помогающее пошагово вникать в «кухню» научного исследования, пусть даже самого примитивного, тем, кто впервые сталкивается с необходимостью создания научного продукта: самостоятельной работы, курсового проекта, статьи для научной конференции и пр. акцент на индивидуальное эмпирическое исследование сделан, во-первых потому, что первые исследования студенты проводят всегда индивидуально (хотя и с помощью научного руководителя), во-вторых, потому, что именно эмпирическое исследование – первый шаг в науку, без опыта его проведения нельзя научиться проводить исследования более сложные.

Изложение учебного материала нацелено на то, чтобы помочь будущему бакалавру самостоятельно спланировать и провести простое эмпирическое исследование и приобрести достаточно структурированное представление о том, как спланировать и провести исследование более сложное. Развернутые представления о методологии и методах исследований в педагогике и психологии должны формироваться в магистратуре и, на наш взгляд, успешное освоение «азов» выбора и использования исследовательских методов и проведения исследования, должно не просто облегчить овладение исследовательской деятельностью, но и заложить общий фундамент для ее осуществления в виде понимания основных логических основ любого исследования, формирования первичных исследовательских умений и навыков, пробуждения интереса к научной деятельности.

Основным побуждением для написания данного пособия явилось то, что наблюдаемые у студентов трудности в освоении исследовательских умений и техник во многом обусловлены тем, что «с голоса» (даже с использованием наглядности) материал ими усваивается плохо. Практически всегда при ознакомлении с основами знаний о проведении исследования у студентов возникает только иллюзия понимания, которая разрушается при первых же попытках самостоятельно сформулировать научно-логические основы конкретного исследования, выбрать методы, построить план и т.д. Перед начинающим исследователем разверзается бездна возможных вариантов, способов построения логики исследования и выбора его методов, изложения и оформления полученных результатов. И тут студент, обращаясь к различным учебникам и справочникам, неизбежно обнаруживает не только разность трактовок у разных авторов; но и отсутствие умений, позволяющих применить изложенные истины к своему конкретному случаю.

Поэтому материал, ориентированный на человека, впервые приступающего к научному поиску, в пособии изложен с максимальной простотой и возможностью использовать его в определенной мере как путеводитель, как справочник и как «букварь».Текст ориентирован именно на первое знакомство студента с научными основами исследования и, поэтому, имеет обзорный характер. Конечно, автору при этом пришлось жертвовать полнотой и глубиной рассмотрения многих научных положений, иногда упрощать их, однако студент всегда может обратиться к соответствующим работам ученых, к учебникам, на которые имеются ссылки в тексте пособия и в списке литературы.

В первой части изложены общие методологические основы науки, включая общие характеристики научных исследований и научныеособенности педагогики и психологии.

Во второй описываются наиболее известные и часто употребляемые методы исследования.

Третья часть посвящена объяснению этапов и содержания исследовательской работы применительно к индивидуальному эмпирическому исследованию.

Зная особенности современного студенчества, автор предлагает начинать работу с пособием с третьей части: обычно методической стороной исследований начинают интересоваться, когда нужно писать самостоятельную творческую работу, курсовой или дипломный проект, а методологической – в процессе выполнения научного поиска. Приступая к проведению эмпирического исследования, нужно соблюдать определенную последовательность в действиях, которая и очерчена в третьей части. По мере необходимости придётся обращаться и к первой, методологической части – для уточнения логических основ исследования, и ко второй части – при подборе методов исследования.Учебных пособий, помогающих «пошагово» осваивать студентам процедуры проведения исследования, в нашей стране довольно мало, эта работа обычно осуществляется при взаимодействии начинающего исследователя с научным руководителем. На Западе же в год выходят десятки работ такого рода [См., например: 121; 122; 123; 124].

Автор стремился направить действия начинающего исследователя, поэтому пособие носит «технический» характер, почти не затрагивает этических, социальных, отраслевых сторон исследований.

Хотя пособие ориентировано в первую очередь на студентов, автор надеется, что пособие в определенной мере может быть полезным и для тех, кто осуществляет научно-исследовательскую деятельность в школьной научной работе (школьники, вовлеченные в исследования и их научные руководители). Могут воспользоваться им и педагоги и психологи образовательных учреждений, осуществляющие опробование инноваций, решающие текущие задачи прикладной исследовательской деятельности и т.д. Прикладные, эмпирические (а часто, имеющие и определенные теоретические аспекты) психолого-педагогические исследования – это не только обычные обследования с использованием психодиагностических методик. При их осуществлении нужны умения поставить исследовательскую задачу, выдвинуть гипотезы, проверить их, обращаясь при необходимости к методам математической статистики, – то есть необходимы знания в области методологических и методических основ исследовательской деятельности, представления и первичные умения в проведении психолого-педагогических исследований.

1. Вместо вступления: наука и основы научной методологии

Наука как вид познавательной деятельности

Наши рекомендации