Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве 14-17вв.
Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия. Естественно, что очень негативно сказалось на процессах просвещения, резко снизилась книжная грамотность.
Главными центрами культуры, образования стали в этот период монастыри, т.к. церковь была освобождена от выплат дани в Орду, а также Новгородская и Псковская земли, которые наименее пострадали от нашествия. Именно здесь в 14-15 вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Но поскольку эти попытки были предприняты еретиками-стригольниками, они были пресечены официальной церковью.
Педагогическая мысль средневековой Руси 14-16 вв. была направлена на проблемы воспитания, идеалы и формы которого содержались в ряде произведений: «Пчела» (были собраны морально-этические правила жизни), «Домострой» (содержал советы, запреты, которые следует соблюдать для воспитания добродетелей). Особое значение придавалось патриотическому воспитанию.
По-прежнему главную роль в воспитании играла семья, приходские наставники и книжники-монахи (Сергий Радонежский, Стефан Пермский) Это связано с тем, что вплоть до конца 16 века действовала система, при которой регулярная школа была необязательной.
Становление Московского государства повлияли на принципы, направления и результаты воспитания и образования. Общественность московского государства проявляла отрицательное отношение как к традициям античного и византийского образование, так и к западноевропейскому образованию, как к носителям ереси. Идеологически обосновывалась культурная самоизоляция Московского государства. В связи с этим отклонялись предложения европейских правительств об оказании помощи в обучении языкам и другим наукам. Вплоть до второй половины16 в. образование на Руси не предусматривало изучение латыни и греческого языка. «Латинская ученость» продолжала вызывать резко отрицательное отношение.
Между тем, в связи с включением Московского государства в политическую и экономическую жизнь Европы, возрастает объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования. Растет нужда в образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка, поскольку латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. В связи с этим во второй половине 16 века московское правительство организует выезд своих людей за границу для изучения латинского и греческого языков. Однако такая практика не привилась.
После собрания Стоглавого собора (1551) было постановлено открывать при монастырях школы грамоты. В школах учились только мальчики из знати и духовенства. Первая школа с западноевропейской программой, где обучали и латыни, была открыта в Москве в конце 16 века, при лютеранской церкви немецкой слободы, где обучались и русские дети.
Во второй половине 16 века появляются печатные учебники – азбуки (основоположник И. Федоров – 1510-1583). В качестве дидактического материала в них использовались Священное писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбуки мастеров грамоты.
К концу 16 века образование становится доступным не только для знати и духовенства, но и для зажиточных городских слоев, однако большая часть населения по-прежнему неграмотна, следовательно, уровень образованности в русском государстве оставался низким.
В первой половине 17 века в русском обществе начинает пробуждаться нетерпимость к массовому невежеству и слабой грамотности верхов. Именно в повальной неграмотности видели источник социальной смуты, крамолы, экономического неблагополучия. Кроме того, созревает понимание, что собственными педагогическими силами невозможно улучшить состояние просвещения. Поэтому Москва начинает вызывать учителей из Киева, ученых греческих иноков.
Во второй половине 17 века определились 4 основные подхода к воспитанию и обучению: 1) «латинофильский» (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев),
2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин),
3) славяно-греко-латинский (братья Иоанникий и Софроний Лихуды),
4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум)
По сути, эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (19 в.) получили названия западников и славянофилов.
В этот же период появляются учебные заведения повышенного образование, программы которых были выстроены по западному образцу, с обязательным обучением латинскому и греческому языкам. В качестве связующего звена с западной культурой выступают польская культура, украинская и белорусская. При определении содержания повышенного образования развернулась острая полемика между сторонниками греческого (византийского) и латинского (западноевропейского) вариантов. Представитель византийско-русского направления Славинецкий полагал, что ориентация на греческую культуру и образование послужит укреплению православия, и выступал против изучения латыни как транслятора еретических взглядов. Сторонники «латинофильского» направления Полоцкий и Медведев видели в латыни источник светской культуры и образованности Запада. Своеобразным компромиссом между этими двумя подходами оказалась деятельность греческих монахов, выпускников Падуанского университета (Италия) братьев Иоанникия и Софрония Лидухов, которые прибыли в Москву в 1685 г. В этом же году они открыли школу в Богоявленском монастыре, где преподавались греческий, латинский, итальянский языки. В 1687 школа перешла в специально отстроенное здание и получила статус Славяно-греко-латинской академии (первоначальное название Эллино-греческая академия). Программа напоминала программу латинской городской школы и помимо языков включала в себя: диалектику, философию, логику, физику, грамматику, риторику, богословие, юриспруденцию и другие светские науки. В академии было 8 основных классов и 1 подготовительный. Обучение длилось 15-20 лет. Братья Лихуды составляли учебные пособия на греческом и латинском языках, а ученики старших классов затем переводили их на славянский. Деятельность братьев в Академии продлилась 7 лет, после чего в 1694 году в результате интриг противников греко-латинского образования они были сосланы и заточены в Новоспасском монастыре. После этого в академии прекратилось преподавание латыни (до 1700) и ее образовательная деятельность постепенно стала приходить в упадок.
Таким образом, на рубеже 17-18 вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ с привлечением иностранных программ и учителей. Постепенно исчезала традиция самообразования в стенах монастырей и обучения у частных учителей. Намечался путь к созданию регулярных учебных заведений. Большинство населения оставалось невежественным.