Троллинг как современный интернет-феномен
Сейчас мы не уже не представляем себя без интернета, который стал частью нашей жизни. В реальности: дома, на работе, на улице, в магазине мы можем за оскорбление личности подать в суд, но намного труднее доказать это, если оскорбление произошло виртуально. В сети проводят время множество людей, которые, не вставая с дивана и не отходя от компьютера, могут оклеветать, оскорбить и унизить совершенно незнакомого человека независимо от его возраста, пола и социального статуса.
Сам термин «троллинг» вышел из виртуального сленга любителей социальных сетей, форумов и лент обсуждений. Современные ученые социологи и психологи, например Внебрачных Р.А., Семенов Д.И., Ксенофонтова И.В. начинают активно обсуждать и принимать меры по борьбе с троллингом в интернете.
В самом общем виде троллинг – это размещение в коммуникативных ресурсах интернета сообщений оскорбительного или провокационного характера. Сотрудник института социологии РАН Ирина Ксенофонтова исторические корни этого слова находит в скандинавской мифологии, а конкретно в «троллях» - злобных и отвратительных существах [3].
Тролль представляется как обычный интернет-пользователь, который добавляется в друзья в социальных сетях и вступает в сообщества по каким-либо общим интересам. Такие пользователи могут нанести существенный вред обсуждению или человеку: испортить обсуждение какой-либо темы; дать ненужный или вредный совет; снизить доверие участников к сообществу или другим участникам.
Троллинг можно посчитать одной из форм проявления социальной агрессии, которая может существовать исключительно в виртуальных сообществах. Агрессия высвобождается лавинообразно, распространяясь среди большой части участников форума или сообщества.
В научной литературе троллинг рассматривается как негативное явление, которое в большинстве случаев наблюдается у людей с девиантным поведением. Также, по мнению психологов и социологов, троллями могут выступать: подростки с недостатком внимания к ним;лица с алкогольной и наркотической зависимостью; люди, обладающие большим запасом свободного времени.
Троллинг - это энергетический вампиризм, проявляющийся исключительно в социальных сетях, поскольку «феномен троллинга связан с анонимностью и абсолютно невозможен в условиях, отличных от анонимности при осуществлении сетевой коммуникации» [3].
Таким образом, основные характеристики троллинга это: проявление исключительно в виртуальном мире; механизм практически мгновенного возбуждения агрессии, которая распространяется на участников сообщества; отсутствие физического или визуального контакта с обидчиком.
С тех пор, как тролли стали проявлять активность на всех популярных интернет-ресурсах, люди почувствовали дискомфорт и перестали откровенно делиться своими мыслями с другими посетителями. На современных сайтах существуют следующие способы борьбы с троллями: с помощью программного обеспечения– немедленное блокирование пользователя, нарушающего правила работы в сообществе; модерация и премодерация сообщений; платное использование ресурса (тролли обычно не посещают закрытые от свободного просмотра блоги или форумы).
Итак, современные психологи и социологи приравнивают троллинг к некоторому заболеванию, расстройству психики, так как тролль получает удовольствие от оскорбления других участников, при этом часто применяя ненормативную лексику. Интернет–троллинг – это разжигание конфликтов, унижение, оскорбление, вид социальной агрессии, который часто встречается в сети.
Анонимность комментариев придает уверенность людям в том, что они останутся безнаказанными, и их действия не будут иметь последствий. Сейчас в интернете формируется новая субкультура, которая противопоставляется традиционной культуре общения, и троллинг становится предметом изучения в социологических и психологических исследованиях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Внебрачных Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах //Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. - С. 48-51
2. Семенов Д.И, Шушарина Г.А. Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности//Международный журнал экспериментального образования: научный журнал. - М.:2011. - С. 135-136
3. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Отв. Ред. Каргин А.С. Интернет и фальклор. Сборник статей. - Государственный республиканский центр фолклора, 2009. - С. 285-293
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Электронная энциклопедия «Википедия» //http://wikipedia.org/wiki/Троллинг
2. Калитин Е. Борьба с троллингом [Эл.ресурс]// http://ehhu.ru/people/user/6/blog/49637
3. Шевченко А. Интернет-троллинг [Эл.ресурс]// http://webcommunity.ru/19164