Романтический» тип игровой культуры
На рубеже XIX и XX веков в «рационально-прагматическом» типе игровой культуры зародилось независимое направление, основной отличительной особенностью которого является романтика детской игры. Идеи романтизма были заложены еще в педагогических системах свободного воспитания, проявлялись в искусстве живописи, литературе, музыке. Романтизм детской игры в самом начале XX века обнаружил себя в деятельности скаутских и пионерских отрядов в России и за рубежом.
Вера в светлое будущее, выстраивание радостных перспектив, предощущение завтрашней радости в труде, созидании, учебе, спорте, игре — во всей жизни — все это закладывалось педагогами начала XX века в практику воспитания подрастающего поколения. Игра создавала условия для ощущения радости, а ее состязательный, соревновательный характер, атмосфера привлекательности и высокого эмоционального комфорта послужили тому, что она стала признаваться прерогативой детства.
Активизация внимания практиков к возможностям игры на рубеже XIX и XX века и особенно в его первой трети была связана с заметно усилившимся стремлением целого ряда общественных движений и политических партий к эксплуатации естественной органически присущей детству жажды романтики исключительно в политических целях. Игра оказалась «естественным» союзником политиков, стремившихся манипулировать детским сознанием, внедрить в сознание подростков беспрекословное подчинение политической системе, идеологии, политическому лидеру.
В силу значительного воздействия игры на эмоциональную сферу, последняя была поставлена на службу политическими системам, для которых важно было обеспечить условия для минимизации субъектности человека, а не развития «его природных сущностных сил», его творческого потенциала.
Убедительные примеры такого рода игры демонстрирует история пионерской организации, комсомола и др. Не менее убедительный пример антигуманного, бесчеловечного обращения к игре как средству политической манипуляции сознанием ребенка демонстрирует и история «гитлер-югента», в которой на фоне романтических стремлений детей важнейшей доминантой сознания становилось самовоспитание ребенка по образу и подобию лидера нацизма. Тем самым игра пропагандировала и внедряла в сознание ребенка чуждые подлинному гуманизму идеи социальной ненависти, национализма.
Вместе с тем этот период в жизни детских общественных организаций убедительно демонстрирует и другую социализирующую возможность игры — ее способность оказывать мощное влияние на развитие чувства коллективизма, удовлетворение стремления ребенка интегрироваться в среду сверстников на основе совместной деятельности. При этом игра не только сохраняет в себе романтические краски, но и порождает в ребенке ощущение взаимной ответственности («один — за всех, и все — за одного»). Коллективизм оказался романтической оболочкой игровой деятельности детей, позволившей увязать индивидуальное стремление к творчеству, присущее каждому ребенку, с ощущением личной сопричастности к делам и результатам группы.
Педагоги-практики и педагоги-исследователи акцентировавшие свое внимание на романтическом содержании и характере детской игры указывали не только на потребность в ней растущего детского организма, но и стремление детей найти в игре возможность для реализации своих фантазий, творчества, воображения, удовлетворения жажды таинственности. Для «романтического» типа игровой культуры характерно поощрение детской самодеятельности, организации самоуправления, создание условий для самостоятельности детей. Многолетняя практика использования игр в работе со скаутами и пионерами подтвердила тот факт, что педагоги и воспитатели получили мощное воспитательное средство, способное придать жизнедеятельности детей романтику, эмоциональность, творческий характер, научить жить в коллективе, действовать сообща, ориентируясь в завтрашний деть. Планируя игровую деятельность детей, педагог может заложить в нее высокое нравственное содержание, представляющее собой целостную программу упражнений в поведении, в проявлении творчества, инициативы и самодеятельности.
Но вместе с тем весь комплекс воспитательных задач был детерминирован идеологией, что придавало разнообразным акциям с включением игровых элементов облик идеологически ориентированных и социально заданных перспектив. Да и сами инициативы игровых форм рождались не «снизу», не изнутри детского сообщества, а привносились извне, явно проявляя черты «взрослости», «политической зрелости». Польза отдельно взятой игры определялась сверху, задавалась изначально, что требовало от всех участников строгого соблюдения правил и установок. Содержание игровых сюжетов ориентировалось на «среднестатистического» ребенка, участие в игре которого, было направлено на формирование конкретных «полезных» личностных качеств.