Характеристика методики формирования элементарных математических представлений у детей как науки и учебной дисциплины.
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.
Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:
— научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
— определение содержания фактического материала для подготовки ребенка в учреждении дошкольного образования к усвоению математики в школе;
— совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;
— разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
— реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
— разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
— разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.
Общая задача методики — исследование и разработка практических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составим не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук.
— программно-инструктивные документы («Учебная программа дошкольного образования», «Кодекс РБ об образовании», «Типовой учебный план дошкольного образования»);
методическая литература (статьи в специализированных журналах, например в «Пралеска», пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнений, методические рекомендации и т. д.);
— передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт по формированию элементарных математических представлений у детей в дошкольном учреждении и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов.
Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средствам формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она социально детерминирована и носит объективный характер. Детский сад выполняет социальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе. Под математическим развитием дошкольников и следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математически и представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.