Размеренные ритмы
Но динамика не означает спешки, суеты, хаотичности, поверхностности.
Сам я принадлежу к числу тех людей, которые десятилетиями читают и перечитывают книги, помещающиеся на трех небольших полках. Но мои дети гораздо более динамичны в плане потребности в новой информации. Стараясь создавать для них адекватные условия развития, я просто знаю: не надо спешить. Каждое развивающее занятие должно быть прожито полноценно, оно должно себя исчерпать или естественно перейти в новое качество, на новый этап.
Я стараюсь не ломать тех ритмов игр и прочих занятий, которые складываются у детей. Скорее, я подстраиваюсь под них. А если какие-то изменения необходимы, то стараюсь направить их мягко. Что значит «мягко»? Это значит: «не требую мгновенной смены ситуации». Почти всегда есть возможность детишек заранее подготовить, настроить, предупредить: «Нам скоро пора домой. Минут через пять. Потихоньку закругляйтесь кататься с горки…» Или так: «Полчаса еще можете поваландаться, а потом – ложимся спать. И не буяньте, пожалуйста, перед сном – уже поздно. Займитесь чем-нибудь спокойным… Чем? Ну, в лото поиграйте. Будете?»
По моим наблюдениям, осознанное выделение времени на «периоды перехода» от одних функций к другим существенно облегчает все процессы при «управлении» детишками. Психике нужно некоторое время, чтобы перестроиться. Начатые дела должны быть доведены до логического конца или до логической паузы. К свободе личности необходимо проявить уважение. Человеку будет удобнее, если у него есть время на то, чтобы спланировать свои дальнейшие действия…
Наш век часто предлагает совсем иные, гораздо более «ломаные» ритмы. Но почти всегда в наших силах их смягчать (хотя бы слегка), делать их более плавными и более размеренными. Для этого, в частности, полезно помнить не только о «сиюсекундных» обстоятельствах, но и о тех обстоятельствах, которые имеют стратегическое значение, которые имеют длительные ритмы и периоды. Я всегда считал, что для моих детей важны такие вещи, как психологическая комфортность ситуации, снижение стрессовых нагрузок, развитие самостоятельности, душевное спокойствие. И потому старался всегда занимать позицию помощника в трудном деле адаптации к ритмам современного социума.
Когда произносят слова «раннее ускоренное развитие», я удивляюсь и теряюсь. Давным-давно некая знакомая мама с энтузиазмом спросила нас с женой по поводу Алены (той было тогда 2 года): «Ну и насколько же вы опережаете средние нормы развития?!» Я не нашелся, что ответить. Я никогда не думаю с такой точки зрения. По-моему, куда спешить? Надо предоставить ребенку нормальные условия для развития, следить за динамикой его потребностей, общаться с ним нормально. И пусть он себе взрослеет в естественном для него режиме. У каждого свой индивидуальный путь в жизни, свои индивидуальные особенности личности. Мне кажется, развитие ребенка не должно превращаться в бег за олимпийскими рекордами.