Тема 3.2 Права ребенка как педагогические ценности

Задача 1. Генеральной Ассамблеей ООН был принят важнейший документ «Всеобщая декларация прав человека» (1948). Для того, чтобы права были провозглашены в 1989 году появляется «Конвенция о правах ребенка» (соглашение между государствами, которых должно быть не менее 20). 1990 г. – 2 сентября Конвенция о правах ребенка вступает в силу.

Наша республика подхватила эстафету гуманности: подготовлен и принят Закон Республики Беларусь «О правах ре­бенка» (1993, октябрь).

2000 г. (12 октября) – принят Закон РБ « О внесение изменений и дополнений в Закон РБ «О правах ребенка». В данных документах подчеркивается главное: права человека, ребенка, который появился на свет: право на счастье, радость, на любовь, защиту.

Сопоставьте тексты Конвенции о правах ребенка и Закона Республики Беларусь «О правах ре­бенка» и установите их соответствие или возможные расхождения.

На основании анализа Конвенции и (или) Закона подготовьте мини-доклад о выполнении положений Конвенции и Закона в Республике Беларусь. В доклад включите рекомендации о том, как улучшить положение детей в республике. Составьте собственный план мер по защите прав детей.

Задача 2. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (принят в 1993 г.) – законодательный акт, который определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здо­ровья; определяет принципы государственной политики в отношении к ребенку, права и обязанности ребенка, обязанности государст­венных органов, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан по защите детства.

В полном соответствии с основными принципами Конвенции Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" направлен на обеспечение физического, нравственного и духовного здоровья ребенка, формирование его национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей, мировой цивилизации, на определе­ние правового статуса ребенка как самостоятельного субъекта, на гуманизацию процесса семейного воспитания, т.е. признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, социаль­ную защиту, развитие способностей, индивидуальности.

Изучите основные положения Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и выделите предусмотренные в Законе права детей в Республике Беларусь.

Одной из характерных особенностей Закона "О правах ребен­ка "является то, что он носит концептуальный характер. Подберите тезисы в поддержку данного утверждения.

Составьте педагогический коллаж «Права ребенка в Республике Беларусь», в котором будут отражены основные положения Закона «О правах ребенка».

Задача 3. В педагогическом наследии проблема прав ребенка поднималась видными педагогами-гуманистами.

Первым был Ж.-Ж.Руссо со своим знаменитым «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми». Так было провозглашено первое право ребенка: быть ребенком, проявлять свою природу, жить, думать, видеть мир, поступать как ребенок.

Эллен Кей провозглашает еще несколько естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей.

К.Н.Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917 г.) провозгласил для детей равные с взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр.

Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение» (1929 г.), отстаивая права детей, считал важным признать право ребенка быть тем, кто он есть, – право на индивидуальность, на человеческое достоинство, даже на смерть.

Проанализируйте педагогические идеи о правах ребенка. Сформулируйте права ребенка, отражающие вашу позицию по проблеме защиты детства. Результаты работы представьте в виде «Современной декларации прав ребенка».

Задача 4. В 9-м «Б» произошло ЧП. Новый учитель французского языка поставил оценку за 3-ю четверть. Оказалось, что «хорошистка» Елена получила «неудовлетворительно». Оценка девочки за четверть стала предметом споров и среди учеников, и среди учителей.

А началось все еще в начале учебного года, когда сразу после окончания института в школу пришел новый учитель французского языка. И вот на одном из уроков, когда шло объяснение нового материала, учитель увидел, что Елена читает какую-то книгу. Объяснение было прервано, книга «конфискована». На перемене Елена потребовала срочно вернуть книгу. Она призналась, что обещала подготовить доклад к уроку по истории, дома не успела и поэтому решила это сделать на уроке французского языка. Сейчас ей надо выступать с докладом, а книги нет. Признание Елены возмутило учителя, и он объявил, что Елена получит книгу назад, когда подготовит хороший ответ по его предмету.

В тот же день Елена не смогла выступить с докладом на уроке истории. А на следующий урок французского языка оно подготовила ответ. Учитель вернул ей книгу, но отношения между ними стали портиться (Сто уроков по правам ребенка / Л.И.Смагина, А.С.Корейчик, А.А.Петрикевич, И.А.Царик. – Минск, 1998. – С. 108 – 109).

Проанализируйте данную ситуацию с позиций ученицы и учителя. Имела ли Елена право на уроке французского языка готовиться к другому предмету? Имел ли право учитель забирать книгу у Елены? Справедливо ли требование Елены вернуть ей книгу? Справедливо ли «наказание» учителем Елены?

Сформулируйте 10 законов для школы, в которой вы учились, отражающие права и обязанности а) учеников; б) учителей.

Задача 5. При чтении сказок, стихов и рассказов о детях, нам приходится сталкиваться с нарушением их прав. Проанализируйте несколько таких произведений с позиций Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и заполните таблицу:

Название произведения, автор Отрывок или краткое содержание произведения, отражающие нарушение прав ребенка Номер статьи из Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», ее содержание
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» … Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба, мокрая и безобразная… – Вот славная жена будет моему сынку! – сказала жаба. Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад… – … Посадим-ка ее на самую середину реки, на широкий лист кувшинки, - это целый остров для такой крошки. Оттуда уж ей ни за что не убежать… (Андерсен Г.Х. Сказки. – М., 1989. – С. 82–84) Статья 33. Защита ребенка от насильственного перемещения. Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и в любой форме…

Задача 6. Конвенция о правах ребенка, как и другие международные документы, написана сложным юридическим языком. Попробуйте адаптировать ее текст для детей дошкольного возраста, младших школьников, учащихся с особенностями в психофизическом развитии и т.п. (по выбору).

Задача 7. А.С.Макаренко писал: «... По моему глубокому убеждению, мальчики и девочки становятся правонарушителями или «ненормальными» благодаря «правонарушительной» или «ненормальной» педагогике... Никаких прирожденных преступников, никаких прирожденных трудных характеров нет». И как утверждал Я.Корчак: «... без светлого, радостного детства, прожитого во всей полноте, вся последующая жизнь человека может быть искалечена. Ребенок имеет право на свободу, уважение и доверие. Крайне недопустимо унижение, оскорбление достоинства его личности. Человек, униженный в детстве, когда он был совсем беспомощным, может сам превратиться в насильника, самодура, тирана».

Согласны ли вы с мнением педагогов, что переживания детства оказывают влияние на всю последующую жизнь человека? Можно ли считать «правонарушительную» или «ненормальную» педагогику виновной в том, что из обычных детей вырастают правонарушители, преступники, насильники и т.п.?

Приходилось ли вам в детстве сталкиваться с произволом педагогов, который вы расценивали как нарушение ваших прав? Какие последствия имело такое поведение педагогов? Как это отразилось на становлении вашей личности, отношении к учителям и школе?

Задача 8.Хуторским А.В. предлагается метод эмпатии для «вчувствования» студента в состояние изучаемого им объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений студент пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать, познать его изнутри.

Попробуйте «вжиться» в образ ребенка-первоклассника. Представьте себе как вы первый раз идете в школу с букетом цветов. Что вы чувствовали перед первой встречей со своим учителем? Изменились ли ваши ощущения от встреч с первым учителем в будущем?

Настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-нибудь ситуацию общения с учителем в детском возрасте. Постарайтесь описать свои ощущения и настроения. Вспомните ситуации, позволяющие охарактеризовать ваши отношения с учителем. С чем вы это связываете?

Носило ли это общение доверительный характер? Почему? Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания. Проанализировав свои высказывания, определите, от чего же зависят отношения между учителем и учеником.

Были ли в вашей школьной жизни ситуации, когда общение с учителем уберегло вас от серьезных проблем или ошибок (ложь, воровство, конфликт с родителями или одноклассниками)? Кратко опишите такую ситуацию и определите в ней роль учителя. Что при этом чувствовали вы? Представьте, что могло бы произойти, если бы ваш учитель поступил по-другому.

Оцените полученные результаты с позиций педагога.

Задача 9. Проведите мини-исследования по следующим направлениям:

1 анализ детских рисунков «Моя семья» (проективное рисование);

2 беседа с младшими школьниками о выявлении их представлений о своих правах;

3 интервью с подростками «Мои права и обязанности»;

4 социологический опрос «Право на жизнь. Эвтаназия»; «Право на жизнь. Суицид»;

5 собственные варианты.

Задача 10. Проблема школьной дизадаптации остается актуальной в течение последних 20 лет, привлекая к себе внимание представителей различных специальностей и разных научных школ <…>.

В понимании доктора медицинских наук, профессора Н.М.Иовчука, школьная дизадаптация представляет собой невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях той индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует <…>. Школьная и социальная дизадаптация детей и подростков – сложное вторичное социально-личностное явление, возникающее в результате нарушения взаимодействия личности и среды <…>.

К возникновения диадаптации чаще всего является школьный фактор, который Н.М.Иовчук считает возможным назвать «фактором учителя»: «отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, непонимание особенностей познавательных процессов и душевного состояния школьника, несправедливое, грубое, оскорбительное отношение, занижение отметок, отсутствие своевременной помощи даже при обоснованном пропуске занятий, вымогательство, психологическое и физическое насилие. По официальным статистическим данным, 16 % школьников испытывают физическое насилие, 22 % подвергаются психологическом насилию со стороны педагогов (Иовчук Н.М. Психопатологические факторы школьной дизадаптации // Псiхалогiя. – № 2. – 2004. – С. 15–19).

Согласны ли с мнением ученого, что «фактор учителя» является одной из первостепенных причин школьной дизадаптации и отчуждения детей от школы? Какие вы можете предложить пути преодоления сложившейся проблемы?

Задача 11. Авторы книги для родителей «Ваш беспокойный подросток» Р.Т.Байярд и Дж.Байярд отмечают, что основной проблемой в отношениях родителей и подростков является несоблюдение, игнорирование прав друг друга. По мнению авторов, разрешение конфликтов «родители-дети» возможно посредством определения и отстаивания каждой стороной своих прав. Вот несколько формулировок тех прав, которые, как решили родители, им нужны и которые они будут отстаивать:

Право быть одному (ой).

Право иметь свои собственные отношения с супругой (супругом) и друзьями.

Право быть свободными от страха насилия.

Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества.

Право на личное время.

Право на уважительное обращение.

Право на отношения, напоминающие улицы с двусторонним, а не односторонним движением.

Право на нормальные, разумные тишину и спокойствие.

Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, и не содержать кого-то на иждивении.

Право закрыть свой дом и знать, что после этого уже никто не войдет в него (Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991. – С. 108–109).

Какие права вы бы хотели иметь в своей семье? Формулируя свои права, убедитесь, что они не ограничивают прав ваших родителей. Возможно ли соблюдение этих прав в вашей семье? Что, по вашему мнению, нужно предпринять, чтобы ваши родители признали выдвинутые вами права?

Наши рекомендации