Тема 3.2 Права ребенка как педагогические ценности
Задача 1. Генеральной Ассамблеей ООН был принят важнейший документ «Всеобщая декларация прав человека» (1948). Для того, чтобы права были провозглашены в 1989 году появляется «Конвенция о правах ребенка» (соглашение между государствами, которых должно быть не менее 20). 1990 г. – 2 сентября Конвенция о правах ребенка вступает в силу.
Наша республика подхватила эстафету гуманности: подготовлен и принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993, октябрь).
2000 г. (12 октября) – принят Закон РБ « О внесение изменений и дополнений в Закон РБ «О правах ребенка». В данных документах подчеркивается главное: права человека, ребенка, который появился на свет: право на счастье, радость, на любовь, защиту.
Сопоставьте тексты Конвенции о правах ребенка и Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и установите их соответствие или возможные расхождения.
На основании анализа Конвенции и (или) Закона подготовьте мини-доклад о выполнении положений Конвенции и Закона в Республике Беларусь. В доклад включите рекомендации о том, как улучшить положение детей в республике. Составьте собственный план мер по защите прав детей.
Задача 2. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (принят в 1993 г.) – законодательный акт, который определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья; определяет принципы государственной политики в отношении к ребенку, права и обязанности ребенка, обязанности государственных органов, предприятий и организаций, общественных объединений и граждан по защите детства.
В полном соответствии с основными принципами Конвенции Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" направлен на обеспечение физического, нравственного и духовного здоровья ребенка, формирование его национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей, мировой цивилизации, на определение правового статуса ребенка как самостоятельного субъекта, на гуманизацию процесса семейного воспитания, т.е. признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, социальную защиту, развитие способностей, индивидуальности.
Изучите основные положения Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и выделите предусмотренные в Законе права детей в Республике Беларусь.
Одной из характерных особенностей Закона "О правах ребенка "является то, что он носит концептуальный характер. Подберите тезисы в поддержку данного утверждения.
Составьте педагогический коллаж «Права ребенка в Республике Беларусь», в котором будут отражены основные положения Закона «О правах ребенка».
Задача 3. В педагогическом наследии проблема прав ребенка поднималась видными педагогами-гуманистами.
Первым был Ж.-Ж.Руссо со своим знаменитым «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми». Так было провозглашено первое право ребенка: быть ребенком, проявлять свою природу, жить, думать, видеть мир, поступать как ребенок.
Эллен Кей провозглашает еще несколько естественных прав ребенка: право на недостатки, право на неприкосновенность внутреннего мира, право на выбор родителей.
К.Н.Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917 г.) провозгласил для детей равные с взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр.
Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение» (1929 г.), отстаивая права детей, считал важным признать право ребенка быть тем, кто он есть, – право на индивидуальность, на человеческое достоинство, даже на смерть.
Проанализируйте педагогические идеи о правах ребенка. Сформулируйте права ребенка, отражающие вашу позицию по проблеме защиты детства. Результаты работы представьте в виде «Современной декларации прав ребенка».
Задача 4. В 9-м «Б» произошло ЧП. Новый учитель французского языка поставил оценку за 3-ю четверть. Оказалось, что «хорошистка» Елена получила «неудовлетворительно». Оценка девочки за четверть стала предметом споров и среди учеников, и среди учителей.
А началось все еще в начале учебного года, когда сразу после окончания института в школу пришел новый учитель французского языка. И вот на одном из уроков, когда шло объяснение нового материала, учитель увидел, что Елена читает какую-то книгу. Объяснение было прервано, книга «конфискована». На перемене Елена потребовала срочно вернуть книгу. Она призналась, что обещала подготовить доклад к уроку по истории, дома не успела и поэтому решила это сделать на уроке французского языка. Сейчас ей надо выступать с докладом, а книги нет. Признание Елены возмутило учителя, и он объявил, что Елена получит книгу назад, когда подготовит хороший ответ по его предмету.
В тот же день Елена не смогла выступить с докладом на уроке истории. А на следующий урок французского языка оно подготовила ответ. Учитель вернул ей книгу, но отношения между ними стали портиться (Сто уроков по правам ребенка / Л.И.Смагина, А.С.Корейчик, А.А.Петрикевич, И.А.Царик. – Минск, 1998. – С. 108 – 109).
Проанализируйте данную ситуацию с позиций ученицы и учителя. Имела ли Елена право на уроке французского языка готовиться к другому предмету? Имел ли право учитель забирать книгу у Елены? Справедливо ли требование Елены вернуть ей книгу? Справедливо ли «наказание» учителем Елены?
Сформулируйте 10 законов для школы, в которой вы учились, отражающие права и обязанности а) учеников; б) учителей.
Задача 5. При чтении сказок, стихов и рассказов о детях, нам приходится сталкиваться с нарушением их прав. Проанализируйте несколько таких произведений с позиций Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и заполните таблицу:
Название произведения, автор | Отрывок или краткое содержание произведения, отражающие нарушение прав ребенка | Номер статьи из Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», ее содержание |
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | … Однажды ночью, когда Дюймовочка спала в своей колыбельке, через открытое окно в комнату влезла большущая жаба, мокрая и безобразная… – Вот славная жена будет моему сынку! – сказала жаба. Она схватила ореховую скорлупку с девочкой и выпрыгнула через окно в сад… – … Посадим-ка ее на самую середину реки, на широкий лист кувшинки, - это целый остров для такой крошки. Оттуда уж ей ни за что не убежать… (Андерсен Г.Х. Сказки. – М., 1989. – С. 82–84) | Статья 33. Защита ребенка от насильственного перемещения. Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и в любой форме… |
… | … | … |
Задача 6. Конвенция о правах ребенка, как и другие международные документы, написана сложным юридическим языком. Попробуйте адаптировать ее текст для детей дошкольного возраста, младших школьников, учащихся с особенностями в психофизическом развитии и т.п. (по выбору).
Задача 7. А.С.Макаренко писал: «... По моему глубокому убеждению, мальчики и девочки становятся правонарушителями или «ненормальными» благодаря «правонарушительной» или «ненормальной» педагогике... Никаких прирожденных преступников, никаких прирожденных трудных характеров нет». И как утверждал Я.Корчак: «... без светлого, радостного детства, прожитого во всей полноте, вся последующая жизнь человека может быть искалечена. Ребенок имеет право на свободу, уважение и доверие. Крайне недопустимо унижение, оскорбление достоинства его личности. Человек, униженный в детстве, когда он был совсем беспомощным, может сам превратиться в насильника, самодура, тирана».
Согласны ли вы с мнением педагогов, что переживания детства оказывают влияние на всю последующую жизнь человека? Можно ли считать «правонарушительную» или «ненормальную» педагогику виновной в том, что из обычных детей вырастают правонарушители, преступники, насильники и т.п.?
Приходилось ли вам в детстве сталкиваться с произволом педагогов, который вы расценивали как нарушение ваших прав? Какие последствия имело такое поведение педагогов? Как это отразилось на становлении вашей личности, отношении к учителям и школе?
Задача 8.Хуторским А.В. предлагается метод эмпатии для «вчувствования» студента в состояние изучаемого им объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений студент пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать, познать его изнутри.
Попробуйте «вжиться» в образ ребенка-первоклассника. Представьте себе как вы первый раз идете в школу с букетом цветов. Что вы чувствовали перед первой встречей со своим учителем? Изменились ли ваши ощущения от встреч с первым учителем в будущем?
Настройтесь на детские воспоминания, сядьте удобно, закройте глаза, припомните какую-нибудь ситуацию общения с учителем в детском возрасте. Постарайтесь описать свои ощущения и настроения. Вспомните ситуации, позволяющие охарактеризовать ваши отношения с учителем. С чем вы это связываете?
Носило ли это общение доверительный характер? Почему? Постарайтесь с позиции педагога проанализировать возникшие детские переживания. Проанализировав свои высказывания, определите, от чего же зависят отношения между учителем и учеником.
Были ли в вашей школьной жизни ситуации, когда общение с учителем уберегло вас от серьезных проблем или ошибок (ложь, воровство, конфликт с родителями или одноклассниками)? Кратко опишите такую ситуацию и определите в ней роль учителя. Что при этом чувствовали вы? Представьте, что могло бы произойти, если бы ваш учитель поступил по-другому.
Оцените полученные результаты с позиций педагога.
Задача 9. Проведите мини-исследования по следующим направлениям:
1 анализ детских рисунков «Моя семья» (проективное рисование);
2 беседа с младшими школьниками о выявлении их представлений о своих правах;
3 интервью с подростками «Мои права и обязанности»;
4 социологический опрос «Право на жизнь. Эвтаназия»; «Право на жизнь. Суицид»;
5 собственные варианты.
Задача 10. Проблема школьной дизадаптации остается актуальной в течение последних 20 лет, привлекая к себе внимание представителей различных специальностей и разных научных школ <…>.
В понимании доктора медицинских наук, профессора Н.М.Иовчука, школьная дизадаптация представляет собой невозможность школьного обучения соответственно природным способностям и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях той индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует <…>. Школьная и социальная дизадаптация детей и подростков – сложное вторичное социально-личностное явление, возникающее в результате нарушения взаимодействия личности и среды <…>.
К возникновения диадаптации чаще всего является школьный фактор, который Н.М.Иовчук считает возможным назвать «фактором учителя»: «отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, непонимание особенностей познавательных процессов и душевного состояния школьника, несправедливое, грубое, оскорбительное отношение, занижение отметок, отсутствие своевременной помощи даже при обоснованном пропуске занятий, вымогательство, психологическое и физическое насилие. По официальным статистическим данным, 16 % школьников испытывают физическое насилие, 22 % подвергаются психологическом насилию со стороны педагогов (Иовчук Н.М. Психопатологические факторы школьной дизадаптации // Псiхалогiя. – № 2. – 2004. – С. 15–19).
Согласны ли с мнением ученого, что «фактор учителя» является одной из первостепенных причин школьной дизадаптации и отчуждения детей от школы? Какие вы можете предложить пути преодоления сложившейся проблемы?
Задача 11. Авторы книги для родителей «Ваш беспокойный подросток» Р.Т.Байярд и Дж.Байярд отмечают, что основной проблемой в отношениях родителей и подростков является несоблюдение, игнорирование прав друг друга. По мнению авторов, разрешение конфликтов «родители-дети» возможно посредством определения и отстаивания каждой стороной своих прав. Вот несколько формулировок тех прав, которые, как решили родители, им нужны и которые они будут отстаивать:
Право быть одному (ой).
Право иметь свои собственные отношения с супругой (супругом) и друзьями.
Право быть свободными от страха насилия.
Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества.
Право на личное время.
Право на уважительное обращение.
Право на отношения, напоминающие улицы с двусторонним, а не односторонним движением.
Право на нормальные, разумные тишину и спокойствие.
Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, и не содержать кого-то на иждивении.
Право закрыть свой дом и знать, что после этого уже никто не войдет в него (Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991. – С. 108–109).
Какие права вы бы хотели иметь в своей семье? Формулируя свои права, убедитесь, что они не ограничивают прав ваших родителей. Возможно ли соблюдение этих прав в вашей семье? Что, по вашему мнению, нужно предпринять, чтобы ваши родители признали выдвинутые вами права?