Вопрос. Организация педагогического исследования.

Педагогическое исследование– это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях педагогического процесса, его структуре, принципах, содержании и технологиях. По направленности выделяют: фундаментальные исследования(имеют своим результатом обобщающие концепции, разработку моделей развития педагогических систем; не преследуют непосредственно практические цели); прикладные исследования (решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с изучением отдельных сторон педагогического процесса); разработки (обосновывают научно-практические рекомендации по воспитанию и обучению, управлению школой и другими образовательными системами: создание учебных программ, учебников, пособий и т.д.).

Педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров: проблем, тем, объектов и предметов исследования, целей, задач, гипотиз и защищаемых положений. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Цель –замысел исследования: научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Формулировка проблемы и цели влечёт за собой выбор объекта исследования. Объект– это то, на что направлен процесс познания. Таковым может быть педагогический процесс, область педагогической действительности, какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Предмет исследования– часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые направлены на проверку гипотезы. Гипотеза представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Теоретическое значениеисследования заключается в создании концепции, получении закономерности, модели, подхода, понятия, принципа, выявлении проблемы, тенденции, направления, разработке системы.

Практическая значимостьисследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Структура и логика педагогического исследования могут быть представлены следующей последовательностью этапов: общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования; формулирование цели и задач исследования; выбор методологии ( исходной концепции, опорных теоретических положений, единого исследовательского подхода); построение гипотезы исследования; выбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования; организация и проведение преобразующего и контрольного экспериментов; анализ, интерпретация и оформление результатов исследования; выработка практических рекомендаций.

В проведении исследования важное место занимает его организация и планирование. Педагогическое исследование складывается из ряда этапов:

1. Определение проблемы и постановка цели исследования, изучение истории и теории вопроса.

2. Построение гипотезы и определение задач исследования, определяются условия и способы; исходные данные и средства решения задач, намечаются методы исследования.

3. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы.

4. Оформление результатов научного исследования.

5. Внедрение результатов исследования в практику.

Исследование считается законченным тогда, когда результаты находят применение на практике и в теории.

Главное в научном исследовании это получение результатов и их внедрение.

В педагогике новые знания могут получить распространение через:

–устные выступления исследователей на конференциях;

– публикацию научных статей или программно-методических документов;

– издание учебных пособий и учебников по педагогике.

И, конечно, залогом успеха является тесное сотрудничество учёных-исследователей и учителей-практиков.

Наши рекомендации