Краткий обзор программ и методик коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Благодаря развитию нейропсихологического подхода, в последние десятилетия появились новые программы коррекционно-развивающей работы, предназначенные для учащихся с частичной несформированностью (парциальной недостаточностью) психологических функций, смешанными специфическими расстройствами психологического развития, речевыми нарушениями системного характера.
Применяемые специальными психологами программы М.М. Семаго и. Н.Я. Семаго делят по целевой направленности на следующие группы:
1.Коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности.
2.Коррекция эмоционального развития в целом.
3.Психологическая коррекция поведения детей.
Для развития сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности предназначены программы формирования пространственных представлений у детей (М.М. Семаго и Н.Я. Семаго), программа развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет «Школа внимания» (Н.М.Пылаевой, Т.В.Ахутиной), комплексная методика психомоторной коррекции (А.В. Семенович), программа формирования произвольной регуляции деятельности (М.М. Семаго и Н.Я. Семаго).
В информационном вестнике «Коррекционная работа в начальной школе (Выпуск 5, Я., 1994) Симановский А.Э. в качестве примера приводит две коррекционно-развивающие программы: программу формирования произвольного поведения и программу развитие и коррекция графических действий. Эти программы предназначены для работы с детьми с задержкой психического развития.
Для детей с проблемами в обучении составлено методическое пособие «Гимнастика для ума» И.Л. Никольской, Л.И. Тиграновой, серия рабочих тетрадей для глухих и слабослышащих детей «Наблюдаем, сравниваем, угадываем» Л.Н. Тиграновой.
Программа Т.А. Сергеевой «Комплексная психолого-педагогическая реабилитация детей с проблемами в психическом развитии» предназначена для коррекции психологического состояния и социальной реабилитации детей с проблемами в развитии. Задача этой программы – подготовка учащихся к целенаправленной деятельности, их адаптация к социальным условиям жизни.
Программа А.О. Алексеевой «Мир и человек» направлена также на коррекцию психических процессов и представляет собой систему, основанную на целенаправленном коррекционно-развивающем воздействии на когнитивную сферу учащихся, имеет целью развитие необходимых познавательных навыков и формирование представлений об окружающей действительности. Основные задачи этой программы: развитие и коррекция психических процессов, формирование целостной картины мира, развитие речи, познавательной активности, обучение навыкам самостоятельного познания мира, социальная адаптация, воспитание бережного отношения к здоровью, природе, вещам.
В программе А.Ю. Анисимова «Психокоррекция детей с нарушениями интеллекта в игровой деятельности» представлены конкретные игры на развитие мышления, наблюдательности, внимания, памяти, речи. Многие игры этой программы приемлемы для коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
Для практической работы педагогов специальной школы VIII вида предназначены методические пособия А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой (рассчитаны, в основном, на дошкольный возраст), Баряевой Л.Б. (дошкольники и школьники с умеренной умственной отсталостью), С.Д. Забрамной (дошкольный возраст и младшие школьники). Методические пособия не опираются на программу коррекционно-развивающей работы, предполагается, что такую программу должен составить специалист, работающий с конкретной группой учащихся, имеющих проблемы в развитии. Соответственно программа и подбор методических средств полностью зависят от профессиональной компетентности специалиста.
Для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида предназначена программа «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Э.Я. Удаловой и Л.А. Метиевой. Программа основывается на представлениях о функциональном базисе основных школьных навыках, в состав которого входят различные психические процессы. Авторы придают большое значение формированию представлений учащихся об окружающем мире и повышению их активности в процессе познания. Нужно отметить, что в программе дано распределение материала по часам. Это делает программу недостаточно гибкой, чтобы отвечать индивидуальной структуре нарушений умственно отсталого учащегося или группы учащихся.
По мнению М.М. Семаго и Н.Я. Семаго [14], основные трудности педагогов, осуществляющих специальную коррекционную работу в СКОУ VIII вида, чаще всего связаны с организационными «технологическими» аспектами их работы, такими, как владение конкретными методическими средствами. Эти авторы утверждают, что такое положение дел обусловлено огромным разрывом между теоретическими положениями, академическими представлениями о развитии умственно отсталых детей и реалиями современной жизни. Следует говорить об отсутствии реальных практикоориентированных методик. С мнением этих авторов соглашаешься, когда начинаешь работать как педагог, организующий специальные коррекционно-развивающие занятия.
2. Разработка методических материалов для проведения коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в начальных классах СКОУ VIII вида.