Педагогические технологии в управленческом цикле

Реализация педагогической функции руководителем — не эпизодические меры, а повседневная деятельность по руководству оперативно-служебной деятельностью личного состава. В любой составляющей этой деятельности есть элемент педагогики, который может иметь нежелательные последствия в отдельном слу­чае, а тем более интегрироваться и нарастать от раза к разу, серьез­но отражаясь на воспитанности, профессионализме и развитии со­трудников и их отношении к службе. Поэтому внимание руководи­теля реализации педагогической функции не может прекращаться ни на минуту. При этом от него требуется технологическая уме­лость и педагогическая продуманность действий и поведения.

Одной из характерных технологических особенностей повсе­дневной (текущей, распорядительской) управленческой деятельно­сти руководителя является ее цикличный характер:

- отслеживание обстановки, обнаружение ее изменений, оценка их с точки зрения значимости и необходимости управленческого реагирования;

- изуче­ние изменений обстановки, на которые необходимо реагировать;

- подготовка и принятие текущих (ситуативных) управленческих ре­шений, организация выполнения принятых текущих управленче­ских решений (подбор исполнителей, подготовки их к выполнению текущих заданий, обеспечение текущих действий исполнителей, контроль за их действиями);

- оценка текущих ре чудь татов.

Повсе­дневная жизнь наполнена множеством таких действий с повторяю­щейся цикличностью. Большинство этих элементов находится под воздействием педагогических факторов. Так:

• отслеживание обстановки, ее изучение и решение возникающих по ходу событий проблем связаны с необходимостью выявлять, оценивать и учитывать факторы воспитанности, обученности и развитости населения и личного состава, влияющие на нее во внутреннем и внешнем контурах управления. Например, криминологический анализ показывает, что негативные изме­нения предшествуют появлению изменений в состоянии пра­вопорядка, а также внутри коллектива органа внутренних дел, что требует оценки тенденций, позволят осуществлять и про­гнозирование. Отсутствие должной профессионально-педаго­гической подготовленности сотрудников ведет к тому, что пе­дагогическая информация подобного рода практически не по­ступает к руководителю, причины тех или иных явлений ос­таются без должного внимания и соответствующего реагиро­вания;

• принятие решения нуждается в оценке возможностей (воспи­танности, профессионального мастерства, способностей) тех, кто будет его выполнять. Так же как в криминалистике, не рекомендуется ограничиваться одной версией; решение не должно быть первым подвернувшимся вариантом. Подавляю­щее большинство решений приносит определенный педагоги­ческий результат, даже если он не осознается. Важно помнить правило: педагогически не навреди! Наконец, в комплексе принимаемых решений должны быть и педагогические, наце­ленные на вопросы воспитания, повышение обученности, кадровые и др.;

• руководство выполнением решений нуждается и в педагогиче­ских мерах: наблюдение за действиями исполнителей, кон­троль, воспитательные и дисциплинирующие воздействия, помощь, советы, коррекция. Это обязательно, ибо опытный руководитель хорошо знает, что его обязанность не в том, чтобы, приняв решение, взвалить его выполнение на подчи­ненных и ожидать доклада, что дело сделано. Мало пользы от того, что что-то будет сделано не в срок, не гак, как надо, ко­гда срок исполнения закончится. Сопровождающая работа ру­ководителя предупредит это;

• подведение итогов содержит много поводов для воспитатель­ных и обучающих воздействий, а также последующих мер по устранению обнаруженных недостатков.

Трудно найти такой элемент в текущем управлении правоохра­нительным органом, который не имел бы связи с педагогическими аспектами. Реализация педагогической функции в процессе текуще­го управления предстает как построение непрерывного управленческо-педагогического процесса со своими ситуативными целями, задачами, организацией, методикой, технологиями.

Наши рекомендации