Групповая психокоррекция детей с церебральным параличом
Фаза | Задачи | Психотехнические приемы | Субъект психокоррекции | |
1. Установочная | Образование группы как целого. Формирование положительного настроя на занятие. Диагностика поведения и особенностей общения | Спонтанные игры. Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры | Для детей со спастической диплегией и с гемипарёзами не более 5 человек. Дети с гиперкинезами не больше трех человек | |
2. Подготовительная | Структурирование группы. Формирование активности и самостоятельности. Формирование эмоциональной поддержки у членов группы | Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения | Для детей с ДЦП и сниженным интеллектом игры- драмматизации, с сохранным интеллектом -сюжетно-ролевые игры | |
3. Реконструктивная | Коррекция неадекватных эмоциональный реакций. Эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования | Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций | Для детей с ДЦП возможно привлечение родителей | |
4. Закрепляющая | Закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт. Формирование адекватного отношения к себе и окружающим | Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми | Детям с ДЦП необходима помощь психолога в выборе игры. Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников |
Баха, Бетховена. Каждому музыкальному произведению и темпу его исполнения соответствуют определенные субъективные переживания и ассоциации. Сеанс длится 25—30 минут. Задача первого этапа считается выполненной, если ребенок проявляет интерес
к занятию и расслабляется. На фоне музыки ребенку предлагаются упражнения на общее успокоение с традиционными формулам (например, «Я совершенно спокоен, меня ничто не тревожит Мышцы моего тела все больше и больше расслабляются»). Больному предлагается запомнить формулы и использовать их перед засыпанием.
II этап— обучающий,целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. После того как ребенок, находясь в удобной позе, расслабился и успокоился с помощью приемов, усвоенных на первом этапе занятий, ему предлагается сосредоточить свое внимание на руках и ногах. Некоторые авторы рекомендуют начинать тренировку с мышц рук, в которых легче вызвать ощущение рас-Ф слабленности и тепла. Каждое слово формулы необходимо сопровождать подготовленными мысленными образами. Например произнося слово «руки», ребенок должен мысленно видеть свои руки со всеми их особенностями, при произнесении слов «расслабляются» и «теплеют» — мысленно видеть источник тепла, которые согревает руки (теплая ванна, рефлектор, грелка). Чем точней и конкретнее мысленный образ, тем отчетливее ощущается era. действие. После успешного овладения первыми упражнениями, на что требуется от 4 до 10 занятий в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, можно приступать к упражнениям на расслабление других групп мышц; ног, шеи, туловища, лица. На овладение упражнениями этого этапа требуется от 12 до 30 занятий.
III этап — восстанавливающий.На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию' настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов, двигательных функций и пр. Так, психолог предлагает ребенку, который находится в состоянии аутогенного расслабления (пассивного бодрствования), выполнять идеомоторный проигрыш конкретного двигательного акта (например, больному с гемипаретической формой ДЦП предлагается представить, что он берет ложку или карандаш больной рукой либо выполняет другие манипулятивные действия). Идеомоторные проигрыши рекомендуется повторять 3—4 раза в день.
Пример: Елена Ш. 14 лет, с диагнозом — ДЦП, спастическая диплегия, множественные контрактуры нижних конечностей, подвывих в правом тазобедренном суставе. До операции самостоятельно не передвигалась. Были выраженные фобии высоты, передвижения, в связи
с чем девочка, отказывалась заниматься с методистом ЛФК. Психологический статус: недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, уменьшение объема слухоречевой памяти. Уровень осведомленности, суждения; обобщения в пределах возрастной нормы. Эмоционально-волевая сфера — высокий уровень реактивной и личностной тревожности, повышенная зависимость от окружающих, робость, отсутствие самостоятельности в разрешении конфликтных ситуаций, необщительность. Учится в 8-м классе по массовой программе, успеваемость удовлетворительная за исключением математики.
До оперативного лечения с девочкой были проведены два этапа занятий (успокаивающий и обучающий). После операции ежедневно проводились гетерогенные идеомоторные тренировки.«После достижения состояния аутогенного расслабления больной предлагали формулу: «Представь, что ты стоишь на костылях, твои ноги уверенно опираются на пол, твои руки крепко удерживают костыли. Ты высокого роста, прямая, уверенная в себе. Все окружающие любуются тобой. Ты держишься спокойно, тебе легко и приятно. Правой рукой ты выставляешь костыль вперед и легко подтягиваешь правую ногу, затем тоже самое делаешь левой рукой и ногой. Ты сделала первые шаги, ты уверенно шагаешь дальше, чувствуешь себя легко и спокойно. Ты делаешь второй, третий, четвертый шаг...» После восьми занятий больная стала уверенно передвигаться, страхи ходьбы и высоты уменьшились.
Для коррекции интрапсихических конфликтов и межличностных отношений разыгрываются различные психодраматические ситуации, с использованием специальных сценариев, имеющие целью отреагировать на конфликт, разрешить его, адаптироваться к трудностям, нормализовать отношения.
Психорегулирующая тренировка способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Особенно целесообразно использовать психорегулирующие тренировки с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.
Кроме психорегулирующих тренировкок для коррекции эмоционального напряжения у детей с двигательными нарушениями целесообразно использовать психомышечные тренировки. Данный метод включает в себя четыре основные задачи: 1) обучение ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной мышечной релаксации, по Джекобсону; 2) обучение с предельной
силой воображения, но без напряжения представлять содержание формулы самовнушения; 3) обучение удерживать внимание на мысленных объектах; 4) обучение воздействию на себя необходимыми словесными формулами. Психомышечные тренировки могут быть использованы с детьми от 10 лет и старше.
При выполнении психорегулирующих и психомышечных тренировок необходимо учитывать возрастные, индивидуальные психологические и клинические особенности ребенка. Не рекомендуется брать на занятия детей с эписиндромом в анамнезе с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, с эндокринными нарушениями легочной недостаточностью. Необходимо тщательно выполнять следующие методические требования: 1) выполнение упражнений ребенком, 2) самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнений ощущений, 3) самостоятельное повторение ребенком упражнений в течение дня.