Предмет, задачи и методы педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Ректор учреждения образования
«Белорусский государственный
педагогически университет
имени Максима Танка»
__________________П.Д. Кухарчик
«_____» ________________ 2009 г.
Регистрационный № УД-29-01/___/баз.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Учебная программа государственного экзамена
для специальностей:
1-01 02 01 Начальное образование;
1-01 02 02 Начальное образование. Дополнительная специальность
СОСТАВИТЕЛИ:
Л.И. Баранова, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;
Н.В. Савченко, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;
О.В. Толкачева, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;
В.В. Луцкович, преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка»;
И.И. Цыркун, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университета имени Максима Танка»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Л.К. Павлова, доцент кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук;
Г.Л. Муравьева, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой педагогики и психологии начального образовании учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол № ___ от __________2009);
Научно-методическим советом учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка" (протокол № ___ от __________2009)
Ответственный за редакцию: О.В. Толкачева
Ответственный за выпуск: В.В. Буткевич
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Пояснительная записка
Государственный экзамен по педагогике и психологии имеет целью проверку качества психолого-педагогической подготовки будущих учителей в соответствии с требованиями реформирования системы педагогического образования в Республике Беларусь. Знание педагогического наследия прошлого, основ организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, осведомленность в важнейших научно-педагогических проблемах, особенностях работы современной школы, знание психолого-педагогических основ образовательных и воспитательных технологий – важнейшие составляющие общей системы профессиональной педагогической подготовки.
Задачи государственного экзамена:
1. Выявить уровень методологической подготовки к педагогической деятельности.
2. Определить уровень знаний выпускников по дидактике, теории воспитания, истории педагогики, общей, возрастной и педагогической психологии.
3. Выявить у будущих учителей начальных классов профессиональную направленность и готовность к использованию полученных знаний в практической деятельности.
4. Ориентировать студентов на применение современных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, проявление творческого подхода к профессиональной педагогической деятельности.
В основу систематизации содержания программы положено ценностное личностное самоопределение студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, гуманистической образовательной парадигме.
Раздел программы по педагогике составлен в соответствии с государственными стандартами на основе типовых программ «Педагогика в начальной и средней школе», «Теория и методика воспитательной работы».
Составители исходили из принципов гуманизации, демократизации, личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, учета возрастных психологических особенностей младших школьников.
В программе государственного экзамена отражены современные тенденции развития педагогической науки и практики, положения и идеи закона «Об образовании в Республике Беларусь», концепций и программ воспитания детей и учащейся молодежи, особенности и тенденции развития начального образования.
Раздел по теории обучения ориентируется на знание психолого-педагогических основ образовательных технологий, современное состояние и тенденции развития дидактики как отрасли педагогической науки.
Воспитание рассматривается как процесс взаимодействия педагога и воспитанника, исходит из признания ученика субъектом собственного развития и жизнедеятельности, реализации личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического подходов.
Программа по психологии способствует систематизации и интеграции психологических знаний студентов, направленных на формирование научных представлений о механизмах эффективной организации обучения и воспитания, создания условий для развития индивидуальности учащихся, личностной и индивидуальной самореализации учителя начальных классов в педагогической деятельности.
Раздел программы по психологии составлен в соответствии с типовой программой «Психология».
Программа включает основы психологической науки и ориентирована на проверку степени усвоения студентами базовых психологических понятий и категорий, предмета, задач, методов возрастной и педагогической психологии, проблем психического развития ребенка, особенностей психологии младшего школьника.
Требования к ответам студентов по педагогике и психологии:
- полнота и глубина ответа, связь с историей развития психолого-педагогической науки;
- ориентация на современные тенденции развития школы и педагогики, основополагающие принципы и закономерности;
- владение научной терминологией и категориальным аппаратом;
- логика построения ответа: методология - теория - практика;
- знание директивных документов, регулирующих педагогическую деятельность;
- умение иллюстрировать теорию примерами из педагогической практики;
- достаточно высокий уровень владения речью, проявление собственной профессионально-педагогической позиции.
Содержание программы
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Раздел «ПЕДАГОГИКА»
Предмет, задачи и методы педагогики
Возникновение и развитие педагогики как науки о воспитании. Общественно-экономическая обусловленность воспитания. Педагогические течения.
Предмет педагогики и ее основные категории («воспитание», «обучение», «образование», «формирование» и «развитие»).
Методологические основы и методы исследования педагогики. Целостный педагогический процесс и его составляющие.
Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Педагогическая теория и практика.