Ш. 3. Условия реализации компетентностного подхода

Компетентностный подход требует внесения изменений в условия реализации процесса обучения, корректировки всех его компонентов – целей, содержания, методов и форм обучения.

Для его реализации принципиально необходимыми условиями являются следующие:

- изменение роли преподавателя — от транслятора знаний и способов деятельности к организатору образовательного процесса, к его дирижеру, к проектированию индивидуальной траектории интеллектуального (личностного) развития каждого учащегося;

- изменение подхода к целеполаганию как процессу самостоятельной внутренне мотивированной процедуре постановки целей;

- определение общепредметного содержания образования и ключевых, общепредметных, предметных компетенций (определение и отбор содержания образования, необходимого для формирования компетентности учащегося);

- изменение методов обучения, которое должно содействовать выявлению и формированию образовательных компетенций в зависимости от личных склонностей учащихся;

- применение принципиально иных (альтернативных) оценочных процедур, которые должны учитывать особенности приобретаемого опыта (набора компетенций), который у каждого обучающегося будет своим;

- создание образовательной среды, стимулирующей к формированию ключевых компетенций.

Остановимся на краткой характеристике перечисленных условий. Деятельность ученика должна быть направлена не только на знакомство с основами наук, а на собственное (практическое) действие с позиции данной науки, на формирование своего Я. Учитель же должен оказывать учащемуся помощь в овладении культурными (и выработанными им самим) способами деятельности, позволяющими ему действовать с ориентацией на другую позицию, будь то позиция другого человека, или социума. То есть учитель от роли транслятора знаний переходит к роли помощника (фасилитатора) в обучении.

Важную роль в развитии личностных качеств ученика в процессе его образовательной деятельности имеет целеполагание, оно в буквальном смысле пронизывает процесс проектирования, организации и реализации учеником своей индивидуальной образовательной деятельности (при возможном педагогическом сопровождении). Поэтому составление учащимися собственной иерархии целей образовательной деятельности относится к ключевой компетенции образовательного процесса.

Особое значение в формировании образовательных компетенций имеют средства содержания образования. Общепредметное содержание образования разрабатывается на основе целей общего образования. Общепредметное содержание включает в себя следующие компоненты: реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты; общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы; общеучебные умения, навыки, обобщённые способы деятельности; ключевые образовательные компетенции.

Общепредметное содержания образования фокусируется в виде "узловых точек", необходимых и достаточных для того, чтобы ученик воспринимал и осваивал целостный образ изучаемой действительности. В качестве "узловых точек", вокруг которых концентрируется изучаемый материал, выступают фундаментальные образовательные объекты - ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия. Это узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется идеальная система знаний о ней.

Включение в общепредметное содержание образования реальных образовательных объектов позволяет ученикам выстраивать личностную систему идеальных знаниевых конструктов, а не брать их в готовом виде. Это предупреждает догматическую передачу учащимся информации, первоначально отчужденной от реальности и их личной деятельности.
Общеучебные умения, навыки, способы деятельности связаны с двумя предыдущими элементами общепредметного содержания стандартов. Они являются деятельностным воплощением изучаемых объектов и знаний, элементами общего механизма взаимодействия ученика с социальным опытом человечества. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности группируются в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:

1) когнитивные (познавательные) качества - умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.;

2) креативные (творческие) качества - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.;

3) оргдеятельностные (методологические) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.;

4) коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.

5) мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умения определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.

Перечень данных групп качеств опирается на целостное представление ученика как человека, имеющего физическую, эмоциональную и интеллектуальную составляющую, а также ценностную, духовно-нравственную основу жизнедеятельности. Поэтому данные качества личности являются сквозными по отношению к перечисленным группам качеств.

Проектируемое на данной основе содержание образования будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование [27, 28].

Компетентностный подход требует перестройки и операционно-деятельностной стороны процесса обучения, приведения его в соответствие с целями и содержанием. В этой связи происходит переход от объяснительно-иллюстративной методики к технологиям, базирующимся на современных концепциях обучения (имеются в виду технологии диалога, имитационно-игровое моделирование и др.), обеспечивающие изучение, освоение, совместное с учащимся преобразование поля его личностных проблем.

Использование современных методов обучения (например, интерактивных) требует и совершенно иных, чем сегодня диагностических процедур, которые «должны быть направлены не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными советами устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний» [22, С 429]. Диагностические методики должны включать набор компетенций, каждая из которых состоит из ряда учебных достижений учащихся, составляющих иерархическую структуру, критерии оценки этих достижения. Они также должны учитывать особенности приобретаемого опыта каждого учащегося, так как набор компетенций у каждого учащегося будет своим.

Кроме того, по мнению большинства современных исследователей, работа по формированию образовательных компетентностей школьников должна сводиться к созданию особой образовательной среды. С позиций компетентностного подхода понятие образовательной среды может быть рассмотрено как многомерное психолого-педагогическое, социальное и физическое пространство, в котором формируются компетентности школьника. В связи с тем, что некоторые компетентности не могут быть сформированы только в пространстве школы, к образовательной среде частично можно отнести и внешкольную среду, обеспечивающую накопление ребенком опыта, усвоение общих знаний и умений. Образовательная среда школы обладает определенными параметрами (целостность, открытость, психологически комфортная атмосфера) и принципами построения (гуманизм, культуросообразность, субъектность, свобода выбора). Она создает педагогические, психологические, организационные условия для эффективной реализации идей компетентностного подхода в процессе обучения.

IV. Блок применения

1. Что понимается под компетентностным подходом в образовании? Каковы причины обращения к нему в теории и практике образования?

2. Проанализируйте и сравните различные подходы к определению понятий «компетенция/компетентность». Чем, на ваш взгляд, определяется разница подходов к определению этих понятий? Какой точки зрения на данную проблему придерживаетесь вы?

3. Что понимают под ключевыми компетенциями? Проведите сравнительный анализ ключевых компетенций для Европы и для отечественного образования?

4. Заполните таблицу:

Автор подхода Структура ключевых компетенций Основания классификации кл. компетенций Классификация ключевых компетенций
       
       

5. На основании каких факторов определяются ключевые, общепредметные, предметные компетенции для общеобразовательной школы? Каково их оптимальное количество?

Рефлексивный анализ

Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?

Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше?

Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?

2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.

3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберете для этого? Почему?

Наши рекомендации