Тема 6. Акмеологические технологии

В воспитательно-образовательных системах

Задачи занятия:

1. Формирование системы знаний: об акмеологических технологиях в воспитательно-образовательных системах.

2. Формирование умения применять акмеологические технологии в воспитательно-образовательном процессе.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность акмеологических технологий.

2. Акмеологические технологии в воспитательно-образовательных системах:

а) дидактические игры;

б) метод МАСТАК;

в) акмеологические образовательные технологии (по Т. А. Молодиченко).

3. Дидактические игры как форма акмеологических технологий.

Задания:

1. Разработайте дидактическую игру по своему предмету.

2. Составьте конспект урока (по своему предмету, по любой теме) на основе акмеологических технологий.

3. Составьте конспект урока (по своему предмету, по любой теме) с использованием дидактических игр.

4. Составьте МАСТАК с советами по изучению вашего предмета.

5. Выпишите из текста аргументы, подтверждающие, что педагогическое проектирование является акмеологической технологией педагогического образования.

Педагогическое проектирование,

Как акмеологическая технология педагогического образования

В.А. Ченобытов

к. пед. н., доцент кафедры акмеологии РГПУ им. А.И. Герцена. http://akmeo.ru/index.php?id=127

Технология педагогического проектирования – это способ освоения и преобразования образовательной среды, шире – действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных способов деятельности, системного рассмотрения объектов и процессов, перманентных проблемных ситуаций, ролевого поведения, коллективной творческой деятельности. Проблема формирования проектной культуры является актуальной, поскольку, по сути, прогрессивна, отвечает потребности формирования Нового Качества Человека XXI века, жизненно и практикоориентирована, культуросообразна и способствует становлению социальной зрелости обучающихся.

Аргументов в пользу необходимости освоения проектной культуры можно привести достаточно много. Во-первых, проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения. Во-вторых, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения. В-третьих, проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века. В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики. В-пятых, проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда. < … >

В условиях социально-экономических перемен прямое наследование и копирование социального опыта предшествующих поколений, ставка на пассивное усвоение знаний и навыков, во многом оторванных от реальной действительности и подлинных, жизненных интересов и проблем обучающихся становится, во многом, бесполезной.

Повышается уровень «технологичности» производства, услуг, жизни вообще как общемировая тенденция. Следовательно, актуальной для каждого становится задача повышения уровня «технологичности» собственной жизнедеятельности, обучения методам проектирования и реализации самых разнообразных программ, создания проектов, вплоть до создания и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности. Именно в этот момент снова стали актуальными идеи об «обучении с помощью проектов». < … >

Почему мы идем этим путем? Потому что современному обществу нужны качественно новые характеристики конкурентоспособных образовательных систем, в которые входят вариативность, полифункциональность, практико- и жизненноориентированность, ценностносообразность, акцент на освоение ценностей и способов деятельности человека в культурной сфере. Требуются новые смыслы педагогическим традициям, не утратившим актуальности, переосмысление имевшегося и когда-то отвергнутого опыта.

В традиционной же педагогике приоритет отдается знаниям, умениям и навыкам, что приводит к чрезмерному интеллектуализму, а в результате – к господству технократического мышления, для которого характерен приоритет средства над целью, частной цели над смыслом и человеческими интересами и потребностями, техники над человеческими ценностями. Следствие – отрыв образования от культуры. Современное же понимание сущности образования связывается с понятием культуры. О. Е. Лебедев дает следующее определение образования. «Образование можно определить как специально организованный процесс развития у обучаемых способности самостоятельного решения проблем, имеющих социальное и личностное значение, в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества».

Общеизвестно, что личность формируется в деятельности. «Любая человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем. Человек выступает как субъект деятельности в той мере, в какой он выступает и как субъект целеполагания, способный определять цели собственной деятельности, и как субъект целереализации, способный выбирать и эффективно использовать средства реализации целей». < … >

При этом, приступая к обучению педагогическому проектированию, мы опираемся на следующие основные концептуальные положения, которые своим источником имеют смену образовательной парадигмы, произошедшую в связи со сменой типа культурно- исторического наследования:

· в рамках новой парадигмы проектируются педагогические условия, содействующие рефлексивному освоению субъектами мира культуры и содействующие их собственному становлению;

· принципиальным является положение о диверсификации средств освоения культуры субъектами образовательного процесса, критериальном характере отбора альтернативных средств, вероятностном характере возможных решений;

· ориентацию проектирования на те изменения, которые должны произойти в субъектах проектирования, в окружающем их социуме, а не на сам по себе разрабатываемый проект;

· отказ от знаниецентризма в проектировочной деятельности, опора на идеи культуро, - природо- и социосообразности образовательной системы школы;

· рассмотрение образования как процесса, направленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности;

· проектирование имеет смысл лишь в той степени, в какой отвечает идеям целенаправленного преобразования социума практикоориентированности и реализуемости;

· освоение проектной культуры позволяет устранить феномен, который мы называем "информационным дисбалансом образования". Он состоит в том, что студенты в основном познают мир через тексты, содержащие чужие свидетельства о мире и заполненные значениями терминов, не переходящими подчас в личностные смыслы обучаемых. Личность же формируется и развивается в деятельности и общении, условия для которых и создает проектная деятельность;

· проектная культура является сущностным компонентом жизнедеятельности любого человека, присутствует во всех сферах его деятельности. Создавая условия для формирования у студентов, как будущих специалистов, проектной культуры, мы преследуем следующие цели:

· внесение таких изменений в личность субъектов образовательного процесса, которые позволили бы студенту как личности проявить признаки, свидетельствующие об овладении им проектной культурой;

· создание мотивационных, организационно-педагогических и иных условий, способствующих овладению проектной культурой;

· изменение характера, типа, стиля отношений в системах "студент- студент", "студент-преподаватель";

· разнообразие видов деятельности и способов освоения действительности субъектами образовательного процесса;

· изменение образовательной среды и облика факультета;

· расширение и углубление жизненного опыта студентов и профессионального мастерства педагогов;

· самореализация, самоактуализация субъектов образовательного процесса;

· социализация студентов, повышение их творческого потенциала, мотивация достижений, создание ситуации Успеха, формирование устойчивой познавательной потребности.

Осмысление путей становления профессионально-педагогической компетентности студентов позволило найти и внести в программу их психолого-педагогической подготовки новую интегративную идею: "Формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса с целью их творческого, личностного и профессионального самоопределения".

Практическая реализация указанной идеи охватывает все области педагогической деятельности: научно-исследовательскую, проектировочную, воспитательную, образовательную, управленческую в их сложной взаимосвязи.

Научно-исследовательская - требует разработки теоретических основ самого феномена "проектная культура", выявления признаков личности, овладевшей названной культурой, принципов, закономерностей, условий формирования нового типа культуры, разработки диагностических процедур. Проектировочная - направлена на создание педагогической системы, ориентированной на формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса и описание технологии ее функционирования.

Воспитательная - ориентирована на специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие коллектива преподавателей и студентов с целью формирования у последних проектной культуры и социальной зрелости как обобщенных результатов развития личности. Образовательная - ориентирована на включение технологий проективного образования непосредственно в процесс обучения, как по основным, так и дополнительным образовательным программам.

Управленческая - требует принятия организационно-педагогических решений по внедрению проективного образования в учебный процесс факультета.. "В последнее время в педагогической теории и практике, - отмечает С.А. Писарева, - получает распространение идея проектирования как способа решения проблем в различных сферах и видах деятельности. Высказывается мысль о том, что на смену традиционным культурам (религиозной и научной) приходит проектная культура, ориентированная на созидательные возможности человека. Под формированием проектной культуры понимается воспитание личности, способной осуществить биографическое проектирование (проектирование собственной судьбы) на основе разработки и реализации технических, научных, социальных и иных личностно-значимых проектов». И далее: «Дело заключается в том, чтобы обучить учащихся общим основам проектирования, принципам разработки проектов для любой сферы деятельности, научить школьников выявлять факторы, способствующие и препятствующие реализации проектов, рассчитывать ресурсы, необходимые для воплощения проектов в жизнь».

По существу понятие «проектная культура» является интегральным, и ее можно определить как «социально-прогрессивную, творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах бытия и сознания, при этом:

· являющуюся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия);

· направленную на преобразование окружающей их действительности;

· на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности;

· на всемерное выявление и развитие сущностных сил участвующих в проектировании субъектов». < … >

Личность, овладевшая проектной культурой – это субъект, способный самостоятельно осуществлять проектировочную деятельность «от замысла до результата», вплоть до проектирования и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности.

В основании таких способностей лежат:

· ценностно-смысловое самоопределение личности;

· овладение личностью базовыми сторонами человеческой культуры;

· гармонизация личности (гармония с обществом, природой и самим собой);

· уровень образованности личности;

· индивидуально-типологические особенности личности.

Личность, овладевшая проектной культурой, обладает следующими признаками:

· осознает ценность и смысл собственного существования, других людей, всех живых существ;

· овладела базовыми сторонами человеческой культуры на уровне общекультурной компетентности;

· достигла в одной или нескольких образовательных областях, учебных предметах, методологической компетентности как уровня образованности;

· знает себя, то есть собственные индивидуально-типологические особенности;

· умеет познавать других, устанавливать социальные коммуникации;

· достигла уровня социализации, обеспечивающего автономную жизнедеятельность;

· способна ставить перед собой (для себя) «нравственно чистые цели»;

· готова к выполнению социальных ролей (гражданина, труженика, защитника Родины, семьянина и т.п.);

· способна разработать технологию достижения целей, прогнозировать результаты, корректировать свою деятельность;

· владеет способами ориентации на рынке труда и услуг, самопрезентации своих профессиональных способностей;

· владеет общеучебными и общетрудовыми умениями и навыками, технологиями трудовой подготовки и обслуживающего труда;

· осознает необходимость непрерывного самообразования, саморазвития, готова к перемене труда;

· умеет выразить в письменной или устной форме свою программу жизнедеятельности на конкретный период.

Проективное образование, реализуемое через мотивированное включение обучающихся в разработку проектов, является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного обучения и обладающим рядом дополнительных достоинств, к которым можно отнести:

· социальную направленность проектной деятельности, позволяющую реализовывать проекты, изменяющие облик школы;

· реальную включенность учеников не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в преобразование его;

· возможность решения проблем и реализации идей, личностно значимых для учеников;

· получение реальных результатов своего труда, их внедрение в жизнедеятельность школы и свою собственную;

· постепенное освоение технологии личностного проектирования своего образования, решения жизненно важных вопросов;

· свободное творческое самовыражение учеников, не ограниченное рамками предмета и бюджета времени;

· ощущение реальной пользы, которую принесет разработанный и внедренный проект школе;

· освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности;

· иной уровень, иное качество, иное содержание проблем, которые приходится решать субъектам образовательного процесса;

· большую свободу выбора тем и идей проектов, возможность их "отрыва" от предметного содержания конкретной учебной дисциплины;

· необходимость использования при разработке проектов не только знаний из разных предметов, но и выход далеко за рамки содержания традиционного обучения;

· использование значительной по объему и сложности дополнительной литературы при разработке проектов;

· большую вариативность в применении различных алгоритмов проектирования;

Задача современного обучения (и шире – образования) состоит не просто в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, источник развития личности. < … >

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

Учебный проект – это такой способ обучения, при котором обучающийся убеждается сегодня в том, что образование – сила, способная преобразовать его жизнь и жизнь окружающих к лучшему.

Проектное обучение активизирует истинное учение, потому что оно:

· личностно ориентировано;

· использует множество дидактических подходов;

· самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

· поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

· позволяет учиться на собственном опыте и опыте других не начетнически, а в конкретном деле;

· приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт своего собственного труда. Проектирование как процесс представляет собой закономерное, качественное изменение (развитие) состояния, как проектируемых объектов (процессов, систем), так и самих субъектов проектирования. < … >

Почему же все-таки формирование проектной культуры является новой гранью образованности?

Традиционное обучение является предметным, оно формирует «лоскутное» мировоззрение, поскольку совокупность монопредметных знаний не позволяет формировать системное мышление и системное видение мира. Проблема межпредметных связей все еще далека от своего решения и вряд ли будет решена в рамках традиционного обучения в связи с тем, что педагог до сих пор остается «монопредметным». Содержание образовательных программ усложняется, при этом дефицит времени не позволяет серьезно включать межпредметные связи, а мотивация учения при доминирующем монологическом обучении крайне низка.

Образованность как совокупность преподнесенных и усвоенных предметных знаний, ценностей, ограниченный опыт коллективных отношений и творческой внутрипредметной деятельности уже не соответствует реалиям не то, что завтрашнего, но и сегодняшнего времени.

Развитие начинается там, где личность сталкивается с проблемой, противоречием и необходимостью их разрешения. Проектирование полипроблемно. Оно требует самоопределения проектировщиков в ценностях проектирования, реализации логики проектирования в совместной деятельности. Оно требует, и умения отстаивать собственное мнение, и высказывать суждения и умозаключения, и учитывать и принимать мнения других, подчиняя личные амбиции коллективным интересам, постоянно рефлексировать над своими индивидуальными результатами и результатами коллективного труда.

Поскольку под образованностью понимается индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт, постольку формирование проектной культуры обеспечивает эту образованность, высвечивая ее новые грани.

Литература:

Основная

Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М., 2010. – С. 388 – 415.

Костюхина, Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 68 – 142.

Хозяинов, Г. И. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Варфоломеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 99 – 130.

Дополнительная

Анисимов, О. С. Педагогическая акмеология: общая и управленческая / О. С. Анисимов. – Минск, 2002.– 489 – 501.

Деркач, А. А. Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 102 – 106.

Молодиченко, Т. А. Социоакмеологическая ориентация вузовского образования: учеб. пособие для студентов / Т. А. Молодиченко. – Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2004. – С. 3 – 11 с.

Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова. – М., 2002. – С. – 265 – 267.

Технология акмеологических методов обучения: сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.Ф. Жуков. – СПб.: СПбГИЭУ, 2000. – 160 с.

Хозяинов, Г. И. Основы акмеологии: учеб. пособие / Г. И. Хозяинов. – 2-е изд. – М.: Изд-во «XXI век: ПКЦ», 2000. – С. 73 – 91.

Наши рекомендации