Тема 7. Возбуждение уголовного дела.

1. Понятие, содержание и значение стадии возбуждения уголовного дела.

2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

3. Порядок возбуждения уголовного дела.

Стадия возбуждения уголовного дела — это первая, самостоятельная стадия уголовного процесса, состоящая в установлении компетентным органом государства (дознания, следствия, прокуратуры) условий, необходимых для производства по уголовному делу, и в принятии решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

Согласно УПК расследование производится только после возбуждения уголовного дела. Это значит, что возбуждение уголовного дела должно предшествовать дознанию и предварительному следствию и не может составлять его этапа.

Самостоятельный характер стадии возбуждения уголовного дела определяется тем, что она представляет собой целый этап уголовно-процессуальной деятельности и правоотношений, причем ни одно уголовное дело не может миновать этот этап, возникнуть вне данного этапа.

Сущность этой стадии уголовного процесса состоит не только в принятии прокурором, следователем, органом дознания заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, но и в производстве проверки этих заявлений и сообщений в установленные законом сроки с истребованием необходимых материалов и получением объяснений, а также вынесением мотивированного постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Принятию любого из этих решений предшествует проверка и оценка имеющихся материалов, а в случае направления заявления или сообщения без возбуждения уголовного дела по подследственности принимаются меры к предотвращению или пресечению преступления и к закреплению его следов.

Принятое в установленном законом порядке решение о возбуждении уголовного дела — это юридический документ, который служит правовым основанием для производства следственных действий и применения мер процессуального принуждения. Действующий закон допускает возможность производства до возбуждения уголовного дела лишь нескольких следственных действий — осмотр места происшествия, трупа, местности, предметов, документов, освидетельствование, экспертизы, задержание и личный обыск при задержании, а также может быть проведено извлечение трупа из места захоронения (эксгумация).

По общему правилу, возбуждение уголовного дела предшествует дознанию и предварительному следствию. Однако если по закону предварительное расследование не является обязательным, возбуждение уголовного дела осуществляется судьей одновременно с назначением судебного заседания по делам частного обвинения.

В стадии возбуждения уголовного дела решаются общие задачи уголовного процесса, а также специфические задачи по установлению признаков преступления в определенном деянии и принятию законного и обоснованного решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Значение стадии возбуждения уголовного дела заключается в том, что законное, обоснованное и своевременное начало производства по уголовному делу — одно из необходимых условий как быстрого выявления преступлений, так и их полного, всестороннего и объективного расследования. И наоборот, незаконное, необоснованное, несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств содеянного, а нередко — к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступления.

В качестве процессуальных гарантий законности и обоснованности решений, принимаемых в стадии возбуждения уголовного дела, можно назвать такие положения, как установление наличия или отсутствия фактических и правовых оснований для начала производства по уголовному делу, обеспечение своевременного реагирования на преступления для их быстрого и полного раскрытия и расследования, предотвращения расследования фактов, не содержащих в себе состава признаков преступления, первоначального определения пределов исследования обстоятельств конкретного уголовного дела, установления определенного органа, обязанного осуществлять производство по уголовному делу.

Содержание стадии возбуждения уголовного дела включает:

а) прием компетентным органом или должностным лицом информации о преступлении, ее оформление и регистрация;

б) рассмотрение этой информации и, в случае необходимости, проведение проверки для уточнения фактических данных о преступлении;

в) принятие соответствующего закону решения о начале производства по делу или об отсутствии оснований для этого.

Для возбуждения дела необходим законный повод и достаточное основание. Под поводами к возбуждению дела понимаются те источники, из которых органы, возбуждающие дело, получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении. Основание — это достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

В ст. 166 УПК предусмотрены следующие поводы к возбуждению уголовного дела:

1) заявления граждан;

2) явка с повинной;

3) сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций;

4) сообщение о преступлении в средствах массовой информации;

5) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.

Наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовного дела являются сообщения и заявления о преступлениях.

Заявления граждан о возбуждении уголовного дела могут быть устными и письменными. Письменные заявления должны быть подписаны лицами, от которых они исходят. Если заявление сделано в устной форме, оно заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, следователем, прокурором, принявшим заявление. Заявителю выдается талон-уведомление а приеме от него заявления, в котором указаны дата приема заявления! данные о заявителе и лице, принявшем заявление, его адрес. При приеме заявления от граждан им разъясняется ответственность за заведомо ложный донос. Об этом делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

УПК не упоминает анонимных заявлений в числе поводов, влекущих возбуждение уголовного дела. Такие заявления могут быть проверены органами дознания путем оперативно-розыскной деятельности либо прокурором в порядке надзора за исполнением законов. Если в результате такой проверки будут установлены признаки преступления, то уголовное дело подлежит возбуждению в результате непосредственного обнаружения признаков преступления соответствующим органом или должностным лицом.

Сообщения должностных лиц государственных органов, иных организаций должны быть сделаны в письменной форме, исходить от имени соответствующего предприятия, учреждения, организации или отдельных должностных лиц и содержать указания на конкретные факты, свидетельствующие о противоправном деянии, имеющем признаки преступления. Сущность сообщения состоит в официальном уведомлении компетентного органа, наделенного правом возбуждать уголовные дела, о готовящемся или совершенном преступлении.

Статья, заметки и письма имеют значение самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела, если они были опубликованы.

В случае пересылки из редакции органу дознания, следователю или прокурору неопубликованных писем, в которых содержатся сведения о фактах с признаками преступления, поводом следует считать сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций, но не как публикация в средствах массовой информации.

Явкой с повинной считается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, когда этому лицу еще не объявлено постановление о возбуждении в отношении его уголовного дела, о признании подозреваемым, применении меры пресечения и вынесении постановления о привлечении его в качестве обвиняемого. Заявление может быть и о подготовляемом преступном деянии (приготовлении или покушении), результаты которого еще не наступили.

При явке с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление.

Сведения, сообщенные лицом, явившимся с повинной, подлежат тщательной проверке, поскольку возможен самооговор. Известны также случаи, когда лицо является с повинной с целью скрыть факт совершения более тяжкого преступления.

Явка с повинной отнесена уголовным законом к числу обстоятельств, смягчающих ответственность виновного.

Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления, как повод к возбуждению уголовного дела, означает, что указанные органы и должностные лица сами, без чьего-либо заявления или сообщения, по собственной инициативе обнаружили преступление. Так, орган дознания может непосредственно обнаружить преступление в результате проводимой им оперативно-розыскной деятельности, прокурор — при производстве проверки в порядке надзора, следователь — при расследовании.

Одного повода недостаточно для возбуждения уголовного дела. Для этого необходимо соответствующее основание. Основаниями к возбуждению уголовного дела являются:

1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу;

2) исчезновение лица, если в течение десяти суток с момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными в этот срок, установить местонахождение лица не представляется возможным.

Решение по заявлению или сообщению должно быть принято в срок не позднее 3 суток, а при необходимости проверки достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела – не позднее 10 суток. В случае невозможности принятия решения этот срок может быть продлен начальником следственного подразделения, а по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, - прокурором до одного месяца.

В необходимых случаях вышестоящим начальником следственного подразделения, вышестоящим прокурором срок проверки по заявлению или сообщению о преступлении может быть продлен до 3 месяцев.

При отмене начальником следственного подразделения постановления следователя о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов для проведения дополнительной проверки им устанавливается срок до 10 суток.

До возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребованы дополнительные документы, назначена проверка финансово-хозяйственной деятельности, произведены осмотр места происшествия, трупа, местности, предметов, документов, освидетельствование, экспертизы, задержание и личный обыск при задержании, а также может быть проведено извлечение трупа из места захоронения (эксгумация).

По поступившему заявлению или сообщению о преступлении либо при непосредственном обнаружении признаков преступления орган дознания, начальник следственного подразделения, следователь или прокурор принимают одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче заявления, сообщения по подследственности;

4) о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения.

Принятие решений по поступившим заявлениям или сообщениям о преступлениях:

1. связанных со смертью человека;

2. против половой неприкосновенности или половой свободы,;

3. совершенных депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, должностными лицами, занимающими ответственное положение, указанными в ч. 5 ст. 4 УК;

4. совершенных должностными лицами прокуратуры, Следственного комитета, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля в связи с их служебной или профессиональной деятельностью,

относится к исключительной компетенции органов предварительного следствия в соответствии с их подследственностью.

При наличии поводов и оснований орган дознания, следователь, прокурор выносят постановление о возбуждении уголовного дела. Уголовное дело возбуждается по факту совершенного преступления либо в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления.

В постановлении указываются время и место его вынесения, кем оно составлено, повод и основание к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, данные о лице, в отношении которого возбуждено уголовное дело, а также дальнейшее направление дела. Копия постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется прокурору. О принятом решении сообщается заявителю.

В постановлении о возбуждении уголовного дела по факту исчезновения лица статья Уголовного кодекса не указывается.

Уголовные дела частно-публичного обвинения возбуждаются органом дознания, следователем или прокурором по заявлению лица, пострадавшего от преступления, его законного представителя, представителя юридического лица.

Если сообщение о каком-либо преступлении частно-публичного обвинения затрагивает существенные интересы государства или общества либо если лицо, пострадавшее от преступления, в силу беспомощного состояния, зависимости от лица, совершившего преступление, или по иным причинам не в состоянии защитить свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

1) прокурор направляет уголовное дело в соответствии с подследственностью или нижестоящему прокурору либо приступает к производству предварительного следствия;

2) начальник следственного подразделения поручает производство предварительного следствия следователю либо приступает к производству предварительного следствия;

3) следователь приступает к производству предварительного следствия;

4) орган дознания после производства неотложных следственных и других процессуальных действий направляет уголовное дело для производства предварительного следствия.

При отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю должны быть разъяснены права и порядок обжалования постановления.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован начальнику следственного подразделения, прокурору или в суд.

Наши рекомендации