Модель казахстанской системы электронного обученияe-Learning

ГОсударственный медицинский университет г.семей

Методические рекомендации

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ (ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ)

Специальность:

Дисциплина: ИКТ

Кафедра: Современная история Казахстана и ООД

Курс 1

Темы № 23 «E-технологии. Электронный бизнес. Электронное обучение: архитектура, состав и платформы».

Составитель: преподаватель Букатаева А.Б.

Семей – 2016

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Завуч кафедры ____________________

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Завуч кафедры ____________________

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Завуч кафедры ____________________

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)

ученая степень, ученое звание

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Внесены следующие изменения и дополнения (указать номер методической рекомендации)___________________________________________________________

________

________

________

________

Заведующий кафедрой/ завуч ____________________(Ф.И.О., подпись)

ученая степень, ученое звание

1. Тема №, название: E-технологии. Электронный бизнес. Электронное обучение: архитектура, состав и платформы.

2. Цель: Ознакомление студентов с целями и задачами Программы формирования Электронного бизнеса, Электронного обучения в РК, анализом современного состояния инфор­матизации в государственных органах, основными направлениями и меха­низмами реализации программы.

3. Задачи обучения: Ознакомить студентов с электронным бизнесом, электронным обучением через интернет.

Студент должен знать: теоретические основы Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы является внедрение электронного обучения в образовательных учреждениях.

Студент должен уметь:

Самостоятельно работать с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других;

4. Основные вопросы темы:

1. Определение электронного бизнеса

2. Электронным бизнесом является?

3. Что такое Транзакция?

4. История электронного бизнеса

5. Определение электронной коммерции

6. Преимущество e-learning

7. Что относится электронному обучению?

8. Основные средства электронного обучения

5. Методы обучения и преподавания:

- Практическая работа на компьютере

- Устный опрос

6. Литература:

Государственная программа формирования «Электронного обучeния» в РК на 2005-2013 годы

2.Информационные ресурсы Интернет: www.e-du.kz, www.aic.gov.kz,

Электронный бизнес

Электро́нный би́знес (англ. Electronic Business), Е-бизнес, И-бизнес, e-Business — бизнес-модель, в которой бизнес-процессы, обмен бизнес информацией и коммерческие транзакции автоматизируются с помощью информационных систем. Значительная часть решений использует Интернет-технологии для передачи данных и предоставления Web-сервисов.

Электронный Бизнес (e-Business)- любая форма бизнес процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным способом. Важно отличать электронный бизнес от электронной коммерции. «Онлайн» продажи или Электронная Коммерция (e-Commerce) - процесс, совершаемый электронным способом, в результате которого право собственности или право пользования товаром/услугой было передано от одного лица к другому. С этой точки зрения, Электронная коммерция - частный случай Электронного Бизнеса.

Сочетание слов "электронный бизнес" содержит главную идею, то есть сделать формализуемые бизнес операции электронными и перевести их в Internet среду. Хотя это кажется простым, суть электронного бизнеса не ограничивается программным обеспечением и компьютерами, как традиционное предприятие не состоит лишь из офиса и копировального аппарата. Реализация простой и понятной идеи требует пересмотра всей модели делового оборота. Как и традиционный, электронный бизнес требует комплексного подхода, включающего планирование и управление, поддерживаемое технологией, процессами и структурой. В случае электронного бизнеса основная тяжесть поддержки ложится на безопасное и надежное программное и аппаратное обеспечение, сети, каналы связи и, конечно же, Internet.

Современная ситуация характеризуется изменениями, связанными с взрывным развитием информационных технологий и телекоммуникаций и, как следствие - глобализацией бизнеса и изменением самого характера взаимодействия между участниками бизнес процесса. Развитие сети Internet, методов автоматизации формализуемых бизнес-процессов позволяют эффективно решать эти задачи технологическим путем.

Электронный бизнес - это преобразование основных бизнес-процессов компании путем внедрения интернет-технологий, нацеленное на повышение эффективности деятельности. Электронным бизнесом является всякая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей компании. С технической точки зрения, интернет это всемирное объединение компьютерных сетей, которой могут связывать компьютеры внутри предприятия, которая называется интранет, или же объединение локальных сетей различных предприятий, которое называется экстранет.

В рамках бизнеса интернет используется как недорогие коммуникации, для снижения внутрифирменных технологических затрат и в качестве удобного средства для разработки фирменных информационных систем.

Электронный бизнес — совокупное понятие для множества классов ИС, автоматизирующих коммерческую работу предприятия. Помимо электронной коммерции, ориентированной на взаимодействие с потребителем в сфере продаж, осуществляется поддержка всей цепочки создания добавленной стоимости предприятия.

Электронный бизнес является сферой активного возникновения и использования инноваций, а также поисковых междисциплинарных исследований. Это подтверждается наличием большого количества научных конференций, посвященных данной проблематике, а также деятельностью большого количества исследовательских центров, занимающихся поиском новых решений для электронного бизнеса. Технологические решения или интегрированные системы для электронного бизнеса предлагают практически все крупные компании-производители компьютеров, сетевого оборудования и программного обеспечения: IBM, Hewlett-Packard, Compaq, Intel, Sun Microsystems, Cisco Systems, Microsoft, Computer Associates International, Navision и т.д.

История электронного бизнеса уходит корнями в начало революции в сфере информационных технологий 1960—1970-х годов. Стремительное развитие ИКТ — собирательного названия отраслей микроэлектроники, компьютерной техники и телекоммуникаций — сделало возможным упростить и удешевить обмен данными между и внутри предприятий. Безбумажные технологии электронного обмена данными (EDI, далее ЭОД) начали внедрять крупные корпорации, чтобы снизить нагрузку и издержки документарной работы, а также повысить скорость обмен.

Электронный бизнес представляет собой любую транзакцию, совершенную посредством сети, по завершению которой происходит передача права собственности товаров или услуг. Транзакция - банковская операция по переводу денежных средств для какой-либо цели.

Область приложения электронного бизнеса: 1) финансовые операции в интерактивном режиме. К ним относятся операции с банковским продуктом, операции со страховым продуктом, интерактивное инвестирование, спекулятивные операции с валютой и ценными бумагами. 2) рынки электронной торговли. К ним относятся торговля через визуальные магазины, торговля информационным продуктом, торговля туристическим продуктом. 3) рынки мобильной торговли. Это торговля через торговые автоматы и рынки торговых услуг.

Электронный бизнес - это способ заработка денег посредством электронных устройств. Существует еще одно определение электронного бизнеса: электронный бизнес - это предоставление услуг или конечного продукта через электронные средства. Телевидение, телефон, Интернет являются таковыми.

Электронный бизнес - это производное от термина электронная почта, обозначающее ведение бизнеса посредством интернета, причем это не только купля-продажа, но и обслуживание клиента и взаимодействие с бизнес-партнерами.

Электронная коммерция - это только купля-продажа. Электронный бизнес - это преобразование основных бизнес-процессов при помощи интернет-технологий. Электронный бизнес - любая, базирующаяся на средствах интернета бизнес-деятельность, преобразующая внешние и внутренние взаимоотношения для создания новой стоимости и использования рыночных возможностей, предоставляемых новыми правилами связанной экономики.

Электронная коммерция - это использование коммуникационных технологий для передачи бизнес-информации и ведения бизнеса.

Электронный бизнес - это любой процесс, который организация производит посредством сети связанных между собой компьютеров.

Электронная коммерция - это любая транзакция, совершаемая через компьютерную сеть.

Преимущество электронного бизнеса в том, что это новая форма организации предприятия, новая форма ведения бизнеса

Электронная коммерция это - один из элементов электронного бизнеса. Она связана с выполнением функций маркетинга, включая продажу товаров и услуг через Интернет потребителю. Большинство специалистов выделяют две составные части электронного бизнеса.

Структура организации электронного бизнеса в система поставщик-производитель-клиент:

1) Фирма осуществляет поиск сырья и комплектующих, используя возможности интернета и управляет производством с помощью интернета.

2) Выполняет финансовые обязательства с помощью организации поставщика финансовых услуг

3) Ведет работу с потенциальными потребителями

Классификация моделей электронного бизнеса Выделяют чистые модели электронного бизнеса.

Государство (G)

Бизнес (B)

Гражданин (C)

Государство

G2G координация

G2B информирование и распродажа неликвидов

G2C

Бизнес

B2G снабжение

B2B электронная коммерция

B2C электронная коммерция

Гражданин

C2G налоги

C2B сравнение цен

C2C Аукционы

Одним из основных разделов Государственной Программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы является внедрение электронного обучения в организациях образования.

Включение технологии электронного обучения (ЭО) в образовательный процесс школы имеет иные предпосылки, чем в системе высшего образования. Как правило, учащиеся сконцентрированы в компактном районе проживания, вблизи образовательного учреждения, и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором, влияющим на эффективность образовательного процесса. Для воплащения принципа равного доступа к образовательным ресурсам применение технологии ЭО является оптимальным в решения следующих проблем:

1.Организации образования специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие элементы электронных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования.

2. Организация дистанционного контроля знаний учащихся.

В рамках организаций образования может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний, а также делает контроль знаний массовым и постоянным.

3. Организация дополнительных элективных курсов.

Электронное обучение (англ. E-learning, сокращение от англ. Electronic Learning) — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий.

Определение специалистов ЮНЕСКО: «e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа».

Во всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» качественное образование для всех определяется одним из 4-х ключевых принципов построения общества знаний, а Интернет определен мотором построения общества знаний. Общепризнана стратегическая роль e-learning в модернизации и развитии национальных образовательных систем.

Страны, в которых электронное обучение наиболее популярно:

• США

• Канада

• Великобритания

• Германия

• Италия

• Франция.

В 2003 году принята программа интеграции ИКТ в образование на 2004-2006 г.г. (e-learning programm), а в 2006 году – программа обучения в течение всей жизни (lifelong learning programm –LLP) на 2007-2013 г.г., в которую были интегрированы все имевшиеся программы в области образования, и прежде всего, по электронному обучению.

Понятие e-learning состоит из довольно большого количества составляющих, при этом электронное обучение может работать при использовании как одного, так и нескольких или всех элементов. Одной из главных частей e-learning считается LMS (Learning Management System) или система дистанционного обучения (СДО).

Электронное обучение, также как и заочное, предполагает значительный объем самостоятельной работы. Но преимущество e-learning в том, что оно обладает интерактивными возможностями общения преподавателя с учениками. Это достигается с помощью видео и веб-конференций в виде лекций и семинаров. Групповые занятия и лабораторные работы проходят на форумах или с помощью веб-конференций. По окончании обучения, при необходимости, ученик пишет и сдает аттестационную работу, которая, также при необходимости, может быть защищена в очной форме.

К электронному обучению относится:

· самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других;

· получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;

· создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;

· своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов; стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии, дистанционные средства обучения;

· формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей предприятий и подразделений группы и овладение ими современными информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной деятельности;

· освоение и популяризация инновационных педагогических технологий, передача их преподавателям;

· возможность развивать учебные веб-ресурсы;

· возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;

· доступность высшего образования лицам с особенностями психофизического развития.

Внедрения системы электронного обучения необходимо формировать информационно-коммуникационной компетентности педагога. При формировании компетентности педагога актуальна следующая концептуальная модель:

Информационные технологии позволяют соединить различные образовательные технологии: коммуникационные, компьютерные, сетевые, мультимедийные в единую информационно-образовательную среду (ИОС), наличие которой становится перспективным компонентом в технологии электронного обучения.

Таблица 1 - Преимущества организации учебного процесса в информационно-образовательной среде (ИОС)

Для учащегося Для учителя
Открытые информационные ресурсы. Возможность наращивать образовательные ресурсы.
Анимационные, мультимедийные компоненты учебных материалов. «Автоматический» мониторинг учебной деятельности учащихся.
Результаты обучения, определяемые самим учащимся. Регулировка доставки учебных материалов.
Собственная скорость обучения. Замена лекционных занятий коммуникативными формами.
Возможность ознакомиться с предыдущим опытом. Возможность корректировки учебного процесса в соответствии с потребностями каждого учащегося.
Широкая и регулярная коммуникация с преподавателем и другими учащимися в предметном контексте. Увеличение времени, отводимого на практические занятия, на общение с учащимися.

Эффективность внедрения системы электронного обучения:

Ø доступность в любое время – нынешние или будущие педагоги могут оценивать образовательные ресурсы, курсы, онлайновые сообщества или программы переподготовки в любое удобное для них время;

Ø доступность в любом месте – обучающиеся могут общаться с другими или использовать ресурсы, инструкции и экспертизу из любого места, где есть компьютер, подключенный к Интернету;

Ø сотрудничество и сетевые сообщества – э-обучение открывает педагогам новые возможности как для совместной работы и проведения исследований, так и для разделения усилий в работе над проблемами, инновациями и учебными программами;

Ø новые педагогические подходы – э-обучение может служить катализатором процессов трансформации традиционной парадигмы преподавания и обучения; совмещение э-обучения с традиционными методами может способствовать формированию более богатой и интерактивной среды обучения.

Основные средства электронного обучения представлен в таблице 1.

Таблица 1- Средства электронного обучения

Средства ЭО Описание
Сервисные программные средства общего назначения Применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований. Могут использоваться при проведении лабораторных, практических занятий.
Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся Автоматизируют рутинную работу учителя по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля.
Электронные тренажеры Предназначены для обработки практических умений и навыков. Эффективны для обучения действиям в условиях сложных ситуаций при обработке противоаварийных действий. Используются для формирования умений и навыков при решении задач. Обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности.
Программные средства для математического и имитационного моделирования Позволяют дополнить физический эксперимент вычислительным. К данным средствам относятся предметно-ориентированные программные среды, обеспечивающие возможность оперирования моделями-объектами определенного класса.
Информационно-поисковые справочные программные системы Предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К ним относятся различные гипертекстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам.
Автоматизированные обучающие системы (АОС) Обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.
Электронные учебники (ЭУ) Обеспечивают непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Экспертные обучающие системы (ЭОС) Моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач. Способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области.
Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) Осуществляют управление на всех этапах решения учебной задачи, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Обеспечивают диалоговое взаимодействие. Совершенствуют стратегию обучения по мере накопления данных.

К e-learning относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии.

Функционирования системы e-learning строится на основе целого ряда компонентов:

Ø система управления школой (SMS);

Ø система управления классом (CRMS);

Ø система управления учебным процессом (LMS);

Ø система управления тестированием (ТMS);

Ø электронно-методические системы по предметам(MMS);

Ø электронная психолого-мониторинговая система (MPsMS);

Ø информационно-справочная система (IMS);

Архитектура Системы должна позволять использовать интеграционные схемы, основанные на веб-сервисах и открытых стандартах для того, чтобы предоставить доступ к прикладной функциональности из портальных приложений. Такого типа интеграционные схемы уменьшают риски и сокращают расходы, присущие гетерогенному окружению информационных систем.

Модель казахстанской системы электронного обученияe-Learning

Моделирование – это построение принципиальной схемы, отражающей реальный процесс. Вне зависимости от контекстного наполнения к большинству педагогических процессов необходимо построить модель самого процесса. Для того чтобы создаваемая модель соответствовала своему назначению, необходимо, чтобы она отвечала ряду требований, обеспечивающих ее функционирование.

Первое требование – достаточная степень согласованности создаваемой модели с образовательной средой, в которой ей предстоит функционировать, входила бы в эту среду как естественная составная часть.

Второе требование – простота модели. Это связано с процессом формализации, что обеспечивает выбор ведущих характеристик модели путём отброса остальных, менее важных и менее существенных.

Третье требование – ее адекватность педагогическим целям и задачам.

Моделирование электронного обучения как методологической задачи Концепции основывалось на раскрытие сущности различных видов обучения: электронное обучение (e-learning), мобильное обучение (mobilelearning), дистанционное обучение (distancelearning), онлайн-обучение (on-linelearning), традиционное заочное обучение (paper-baseddistancelearning), повсеместное (ubiquitous) u-learning, телевизионное обучение (TV-learning), cмарт-обучение (smart-learning).

Виды обучения объединяются одним общим понятием «дистанционное обучение», так как основанием их объединения является обучение на расстоянии, дистанции.

Электронное обучение является самостоятельной разновидностью дистанционного бучения в условиях компьютерного обучения, основанной на использовании цифрового образовательного контента, средств мультимедиа, интерактивных способов коммуникации и персонифицированного учета учебных достижений учащихся.

Среда процесса электронного обучения может создаваться с использованием различных технологий: e-/electronic, i-/IT, m-/mobile, on-line, off-line и других.

Модель казахстанской системы электронного обученияe-Learning - student2.ru

Рисунок 1 - Альтернативные и нетрадиционные виды обучения

Программное обеспечение является важнейшим системообразующим индикатором системы электронного обучения (далее Платформа).

В современном мире спектр программного обеспечения для дистанционного обучения и его разновидностей, в том числе электронного обучения очень широк. На одном краю этого спектра – простые программы, выполненные в HTML, на другом – сложные системы управления образовательным процессом.

Индикаторы состояния программного обеспечения электронного обучения включают системное, прикладное, инструментальное обеспечение.

Системное обеспечение – это платформа системы e-learning, которая должна обеспечивать создание географически распределённой структуры для организации многоуровневой архитектуры. Она должна быть кросс платформенной и независимой от производителя аппаратной части.

Система должна иметь 2-х уровневую архитектуру по отношению к программному обеспечению. Третий уровень не относится к программному обеспечению, на нём располагаются оконечные пользовательские устройства. Данное требование обусловлено тем, что в Республике Казахстан уже имеется государственная корпоративная VPN сеть и 2-х уровневая архитектура ложится на эту имеющуюся сеть.

Первый уровень решения должен являться центральным узлом, на котором расположена непосредственна Система e-learning, а также все данные Системы, ЦОР, профили пользователей, результаты автоматизированного тестирования учащихся, статистические и аналитические отчёты, электронное портфолио учащихся, записи общения и др.

Второй уровень решения располагается в областях и районах Республики Казахстан. В областях размещаются областные ресурсные центры, которые позволяют распределить нагрузку и трафик на Систему. Областной ресурсный центр включает в себя полнофункциональную копию Системы, с которой работают население области. Периодически осуществляется синхронизация данных с центральным узлом.

Третий уровень Системы – пользовательский. Это уровень персональных устройств (компьютеры, ноутбуки, планшеты). На этом уровне пользователи работают с Системой через WEB браузер. Никакого специализированного программного обеспечения на оконечные устройства не должно инсталлироваться.

Подобная архитектурная реализация имеет следующие преимущества:

ü Учитывая имеющуюся сеть VPN целесообразно построение трехуровневой архитектуры системы с распределением нагрузки по областям;

ü Решение позволяет исключить затраты на построение каналов связи между компонентами системы, используя существующую сетевую инфраструктуру;

ü Снижение нагрузки на дорогие республиканские каналы;

ü Уменьшение отклика системы по сравнению с централизованным решением.

При масштабировании проекта необходимо организовать 2 площадки: основная и резервная.

Основная площадка состоит из 6 серверов и системы хранения данных, резервная из 4-х серверов и системы хранения данных.

Система электронного обучения должна состоять из следующих основных частей:

СКС – структурированная кабельная система – это универсальная телекоммуникационная инфраструктура здания, обеспечивающая передачу сигналов всех типов, включая речевые, информационные, видео. СКС создает основу компьютерной сети, интегрированной с телефонной сетью. Структурированная кабельная система должна строиться таким образом, чтобы каждый интерфейс (точка подключения) обеспечивал доступ ко всем ресурсам сети.

ЛВС- локальные вычислительные сети, включая серверное оборудование и локальную телефонию, которые состоят из пассивной и активной частей и предназначены для объединения в единую информационную систему всех помещений, аппаратных и программных средств.

Электронное обучение направлено на формирование:

ü грамотности учащихся в предметной области знаний;

ü функциональной грамотности учащихся в предметной области знаний;

ü инфокоммуникационной грамотности.

Электронное образование имеет ряд преимуществ перед традиционным:

1. Свобода доступа — учащийся может заниматься практически в любом месте. Далеко не все функции электронного образования реализуются через интернет. Взрослый учащийся может обучаться без отрыва от основной работы.

2. Снижение затрат на обучение — учащийся несёт затраты на носитель информации, но не несет на методическую литературу. Кроме того, экономия растет за счет зарплат, которые не нужно платить педагогам, содержание учебных заведений и так далее. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса.

3. Гибкость обучения — продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.

4. Возможность развиваться в ногу со временем — пользователи электронных курсов: и преподаватели, и студенты развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.

5. Потенциально равные возможности обучения — обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении.

6. Возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.

Казахстанская модель электронного обучения включает систему управления обучением. Данная система позволяет всем участникам образовательного процесса получить доступ к содержанию (цифровому контенту) образования в интерактивном режиме и режимах on- и off-line.

Самостоятельная работа

1. Как только компьютер будет готов к работе запустите Internet.

2. В поле писка введите e.edu.kz и нажмите клавишу ввода

3. Появившейся странице щелкните по тексту e-learing

8. Контроль:

- Тестирование на компьютере;

- Практическая работа

Наши рекомендации