Организационные закономерности
1. Эффективность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.
2. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.
3. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны работоспособности учащихся.
4. Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.
5. Между наполняемостью класса (а), средним объемом контроля поточной успеваемости в расчете на одного ученика (Ь) и среднегрупповой успеваемостью класса (с) существует зависимость
Vc < Va < Vb (Г.В. Воробьев).
6. Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: четыре часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза (Вагер, Блажек).
7. Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток (М.В. Антропова и др.).
8. Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физического воспитания и труда (М.В. Антропова и др.).
9. Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.
III. Заполните таблицу
Закономерность | Какие факторы включаются в сферу действия |
Цели обучения | 1).....................2) потребности и возможности общества, 3)....................................... |
1) Общественные потребности и цели обучения, 2).................................3)......................................, 4).................................5)...................................... | |
Методов обучения | 1)................................, 2) цели обучения, 3).................................4)....................................... S).................................6)....................................... 7)................................ |
1) Интенсивность обратных связей в системе обучения, 2)....................................... | |
Стимулирования обучения | 1) Внутренние стимулы, 2)...................................... |
1) Продуктивность предыдущего этапа, 2)............. 3)...................................4)...................................... 5) время обучения |
IV. Допишите формулировки закономерностей
Содержательно-процессуальные
1. Результаты обучения........................ продолжительности обучения.
2. Результаты обучения зависят от........ в учебную деятельность (Л.В. Занков).
3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений........... количеству изучаемого материала или требуемых действий.
4. Результаты обучения зависят от......................................
5. Обучение путем «делания»..............................................
Гносеологические
1. Результаты обучения............................умению учиться.
2. Продуктивность обучения...................................объему
учебной деятельности учащихся.
3. Умственное развитие учащихся.......................................
усвоению объема взаимосвязанных действий, опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер).
4. Продуктивность творческого мышления улучшается
5. Результаты обучения зависят от......................................
Психологические
1. Обученность...............................................обучаемости.
2. Продуктивность обучения.................................................
познавательной активности учащихся.
3. Закон Йоста:.......................................................................
4. Продуктивность обучения.................................................
интенсивности тренировки.
5. Результаты обучения зависят от......................................
Кибернетические
1. Закономерность Воробьева:.............................................
2. Качество обучения.............................................................
качеству управления.
3. Закономерность Анохина:.................................................
4. Эффективность обучения.................................................
частоте и объему обратной связи.
Социологические
1. Эффективность обучения зависит от..............................
Организационные
1. Результаты обучения............отношению учащихся к учебному труду.
2. Результаты обучения........................ работоспособности учащихся.
3. Закономерность Вагера—Блажека:..................................
4. Закономерность Антроповой:...........................................
Контрольный тест
1. Что выражают понятия «закономерность» и «закон» ?
2. Что значит идентификация закономерной связи?
3. Влияет ли формулировка закономерностей на ее объективность?
4. Какие закономерности были установлены в античной педагогике?
5. Какие закономерности установили ЯЛ.Коменский, Ф.А.В.Дис-тервег?
6. Сформулируйте закономерности Э. Торндайка, Э. Меймана.
7. Сформулируйте закономерности К. Холла.
8. Опишите модель, предложенную для классификации закономерностей.
9. Какие группы конкретных закономерностей выделяются в дидактике?
10. Приведите примеры общих закономерностей.
11. Приведите примеры конкретных закономерностей.
Литература для самообразования
Бруннер Дж. Процесс обучения. — М., 1962.
БруннерДж. Психология познания. — М., 1977.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
Данилов МЛ. Процесс обучения в советской школе. — М., 1960.
Дреер A.M. Преподавание в средней школе США. — М., 1983.
Пингарт И. Процесс и структура человеческого учения. — М., 1970.
Оконь В. Процесс обучения. — М., 1962.
Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. — Киев, 1991.
Стоуне Э. Психопедагогика. — М., 1984.
Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Л. Лернера. — М., 1989.
ТЕМА 5