Современные позиции классного руководителя

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для самореализации личности школьника, его успешной социализации в обществе.

Задачи:

· формирование классного коллектива как субъекта воспитания;

· руководство воспитательным процессом;

· создание условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности школьника, его склонностей и интересов;

· формирование системы ценностных ориентаций учащихся как основы их воспитанности;

· организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей детей в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;

· диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;

· обеспечение соблюдения норм и правил техники безопасности.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

1. Организационно-координирующие:

· обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;

· установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;

· проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

· взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

· организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

· организация воспитательной работы с обучающимися через проведение различных мероприятий;

· стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

· взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, классом в целом;

· ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

2. Коммуникативные:

· регулирование межличностных отношений между обучающимися;

· установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

· содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

· оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3. Аналитико-прогностические:

· изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

· определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

4. Контрольные:

· контроль за успеваемостью каждого обучающегося, контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Обязанности классного руководителя

В работе с учащимися классный руководитель выполняет следующие обязанности:

· изучает индивидуальные способности, интересы и склонности учащихся, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия;

· проводит классные часы, организует другие коллективные формы воспитательной работы;

· планирует и осуществляет культурно-досуговую работу в классе (совместно с детьми разрабатывает сценарии внеклассных мероприятий и др.);

· осуществляет контроль за ходом учебно-воспитательного процесса в классе; выявляет причины слабой успеваемости учащихся, организует необходимую помощь;

· организует индивидуальные психолого-педагогические консультации с учащимися по их просьбам, заявкам родителей или учителей;

· оказывает помощь одаренным детям в раскрытии и совершенствовании их способностей;

· индивидуально работает с детьми с медицинскими, психологическими или специальными проблемами;

· участвует в организации и проведении культурно-досуговых, оздоровительных и других общественно полезных мероприятий образовательного учреждения;

· организует дежурство и другие мероприятия социально полезной деятельности;

· организует питание, контролирует посещаемость, выясняет причины отсутствия ребенка;

· разрабатывает и размещает в школьном информационном пространстве все виды планирования (учебного – календарно-тематического, ресурсного, индивидуализированного и воспитательного – поездок, вечеров отдыха и т. д.);

· участвует в планировании и координации планирования образовательного процесса класса совместно со службой учебного процесса;

· разрабатывает и согласует с методическим объединением, заместителем директора по УВР, директором план своего дополнительного профессионального образования;

· планирует использование ресурсов, включая ИКТ-ресурсы, расходуемые материалы.

В работе с учителями-предметниками классный руководитель выполняет следующие обязанности:

· посещает уроки с согласия преподавателей;

· организует и проводит «малые педсоветы», педагогические консилиумы;

· совместно с учителями класса помогает учащемуся в разработке его планов и размещении их в школьном информационном пространстве (развитие общеучебных навыков, участие в мероприятиях, дополнительное освоение информационных ресурсов);

· осуществляет интеграцию оценок различных учителей и служб, результатов внешней аттестации, формирует целостную характеристику учащегося.

В работе с родителями классный руководитель выполняет следующие обязанности:

· информирует об успехах, проблемах ученика – лично, по телефону, в письме, путем записей в дневнике;

· проводит родительские собрания (не менее пяти раз в год и не реже одного раза в четверть);

· посещает семьи учащихся с их согласия;

· организует консультации по вопросам воспитания детей;

· информирует родителей об их роли в образовательном процессе, о ходе образования ребенка, в том числе – с использованием ИКТ;

· размещает в школьном информационном пространстве индивидуальную информацию для родителей, включая рекомендации.

В работе со службами ОУ классный руководитель выполняет следующие обязанности:

· информирует руководство о проблемных случаях, об одаренных детях, предлагает соответствующие меры помощи воздействия;

· участвует в педсоветах образовательного учреждения: предоставляет необходимую информацию о классе и отдельных учащихся;

· принимает участие в работе методических объединений классных руководителей;

· содействует работе в осуществлении психолого-педагогических исследований в классе;

· представляет отчет о деятельности администрации и педагогическому совету образовательного учреждения.

В работе с документами классный руководитель выполняет следующие обязанности:

· ведет личные дела учащихся, в том числе размещает информацию об учащихся в информационной системе;

· ведет классный журнал (в том числе электронный);

· осуществляет контроль за ведением ученических дневников;

· готовит характеристики учащихся класса;

· обрабатывает все поступающие справки и другие документы.

Классный руководитель имеет право:

· самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы, использовать инновационные методики воспитания;

· использовать помещения и материальную базу образовательного учреждения для проведения воспитательной работы с классом: закрепленный кабинет и оборудование – в свободное от уроков время, другие помещения и оборудование – по предварительной заявке в порядке, определяемом директором образовательного учреждения;

· вызывать от имени образовательного учреждения родителей учащихся в необходимых случаях;

· получать полную и исчерпывающую информацию об учащихся закрепленного за ним класса от всех служб образовательного учреждения.

Ответственность классного руководителя

В установленном законодательством Российской Федерации порядке классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время социально-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка классный руководитель может быть освобожден от выполнения обязанностей в соответствии с трудовым законодательством и законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих функциональных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

· индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

· групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

· коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:

· определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;

· учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;

· обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.

Наши рекомендации