Организация уроков изобразительного искусства

Художественная деятельность органически присуща всей деятель­ности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специаль­ного пространства. Потребность что-то изобразить, рисовать, рас­сматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое со­трудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмо­сфера и цели художественных занятий предполагают свободные игро­вые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации должны иметь раз­личные формы:

• прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навы­ков восприятия, эстетического любования и наблюдательно­сти, а также сбора природных материалов для дальнейших ху­дожественных занятий (например, тема урока «Золотые краски осени»);

• экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства) (например, тема урока «Красота изделий народных умельцев»);

• игры (например, тема урока «Игра в художника и зрителя»). Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в

него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках ИЗО, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков труда

Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, па­мяти, мышления и др.), координации движений, формирование перво­начальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется про­вести в форме экскурсий или игр.

1. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные живот­ные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.

2. Сбор природного материала целесообразно провести на экскур­сии «Природа - художник и скульптор» («Что нам дарит природа?»). Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал.

Экскурсия может включать игры-соревнования на развитие глазо­мера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры «Со­бери листочки одинаковой формы», «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички?»

Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, свя­занные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка (шишка)?» «Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы и т. д.»

Можно предложить уроки-конкурсы с использованием поделок, например театрализованный конкурс, включающий в себя запуск мо­делей самолетов из бумаги и игры-соревнования, например на даль­ность полетов.

Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию «Искусство на радость людям» на местное производство, где исполь­зуются текстиль, бумага, глина и пр.

Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенка.

Данные рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприят­ных условий для адаптации детей к школе.

Наши рекомендации