Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседапо ней. 1 страница

Оаооги

Логопед. Здесь я зашифровала слово, название обуви. Мо­жете расшифровать его? Какая буква прячется под первым круж­ком? Как вы думаете?

Дети. Буква с.

Логопед. А под вторым кружком? Дети. Буква п.

Логопед. Какое же слово я зашифровала? Дети. Сапоги.

Дети. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание. Я могу гордиться вами.

9. Игра «Чего не хватает?» [Совершенствование грамматиче­ского строя речи (употребление существительных множественно­го числа в форме родительного падежа).]

Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображениями обуви.

Логопед. Посмотрите на картинки, запомните, что на них изображено. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед убирает картинку с изображе­нием сапог.

Логопед. Чего не хватает?

Дети. Не хватает сапог.

Логопед. Верно.

Логопед предлагает детям еще 2—3 задания, дети образуют вЬормы имен существительных: ботинок, тапок, кроссовок.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям рассказать о том, что они делали сегодня, какие игры и упражнения им понравились, кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Обувь». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Совершенствование на­выка чтения слогов и слов. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). Совершенствование навыка ансамблевого пения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания и воспри­ятия, связной речи, мышления, артикуляционной, тонкой и общей, моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, буквари по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображения­ми одежды и обуви, игрушки-шнуровки «Сапожок» по числу де­тей, мяч, магнитофон, кассета с записью музыкального сопровож­дения, флажки двух цветов по числу детей.

Предварительная работа. Работа с игрушками-шнуровками (ботинок, сапожок).

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематических пред­ставлений.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, здоровается с ними и предлагает им пройти к наборному полотну, на котором стоят предметные картинки с изображениями обуви и одежды: гольфы, галстук, нагрудник, сапоги, кофта, плащ, ботинки, джинсы.

Логопед. Возьмите по одной картинке, в названии которой есть звук [г] или [г'].

Дети выбирают картинки и проходят к своим стульчикам, сто­ящим вокруг стола. Логопед убирает остальные картинки с набор­ного полотна.

Логопед. Сядут те, у кого на картинках слова со звуком [г]. Садятся дети, у которых на картинках нарисованы гольфы, галстук, нагрудник.

Логопед. А какой звук есть в твоем слове, Вадик? Ребенок. В слове сапоги есть звук [г']. Логопед. Верно. Садись.

Садится ребенок, у которого на картинке сапоги. Логопед соби­рает картинки.

Логопед. Давайте составим предложения со словом сапоги.

Дети составляют предложения. Если есть необходимость, лого­пед оказывает им помощь.

2. Игра «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внима­ния, мышления, связной речи.]

Логопед помещает на наборное полотно картинки, которые взяла у детей.

Логопед. Посмотрите внимательно. Какая картинка лиш­няя и почему?

Дети. Лишние сапоги. Это обувь, а нагрудник, галстук и гольфы — это одежда.

Логопед. Правильно.

Детям можно предложить еще 2—3 задания для дифференциа­ции одежды и обуви. Затем логопед определяет самого внимательно­го из детей и убирает картинки.

3. Упражнение «Зашнуруй сапожок». [Развитие тонкой мотори­ки и ловкости.]

Логопед раздает детям деревянные плоскостные изображения сапожков и разноцветные шнурки.

Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседапо ней. 1 страница - student2.ru

Рис. 12

Логопед. Теперь давайте определим, кто у нас самый лов­кий и умеет быстро зашнуровать сапожок. Вы уже учились вы­полнять шнуровку и знаете, как это сделать правильно.

Дети выполняют задание и выбирают победителя.

4. Игра «В обувном магазине». [Развитие связной речи (состав­ление рассказов-описаний по данному плану).]

Логопед убирает игрушки-шнуровки и выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображениями обуви.

Логопед. Я знаю, что вы ходили на экскурсию в обувной магазин, играли в игру «В универмаге». Давайте представим, что мы оказались в обувном магазине. Я буду продавцом, а вы поку­пателями. Для того чтобы купить обувь, нужно ее описать. Расска­жите, как называется обувь, которую вы хотите купить, какая она по цвету, по материалу, какие у нее детали, где ее можно носить. Кто хочет первым сделать покупку?

1-й ребенок. Я хочу купить кроссовки. Они синие, с бе­лыми и красными полосками, кожаные, нарядные. У них белая подошва и белые шнурки. На задниках у них яркие красные светоотражатели. Я буду ходить в кроссовках на прогулку в парк. В них удобно бегать и играть в подвижные игры.

Логопед. Вы очень хорошо описали покупку. Получите ее, пожалуйста.

Рассказы-описания составляют все дети по очереди. Логопед со­бирает картинки и приглашает детей пройти на ковер.

5. Игра с мячом «Семейка слов». [Развитие навыков словообра­зования (образование однокоренных слов).]

Логопед просит детей образовать круг и берет в руки мяч.

Логопед. Давите поиграем в уже знакомую игру. Будем под­бирать слова, похожие на слово сапоги, и бросать друг другу мяч. Как можно назвать маленькие сапоги?

1-йребенок. Сапожки.

Логопед. Как называют человека, который чинит обувь, са­поги?

2-й ребенок. Сапожник.

Логопед. Как называется крем для обуви, для сапог? 3-й ребенок. Сапожный.

Логопед. Как можно назвать очень большие сапоги?

4-й ребенок. Сапожищи.

6. Пение распевки «Ботинки». [Совершенствование навыка ан­самблевого пения, развитие речевого дыхания. (Повторение. См.; Занятие 2. Тема «Обувь».)]

Логопед ставит на наборное полотно картинку с изображением ботинок, включает кассету с музыкальным сопровождением и предлагает детям спеть знакомую песенку, встав рядом со стульчиками., Он напоминает, что нужно четко произносить звуки и правильно дышать.

7. Упражнение «Разноцветные флажки». [Развитие фонемати­ческого восприятия (дифференциация звуков [к]—[г] в ряду зву­ков, слогов, слов).]

Логопед приглашает детей пройти на ковер и встать лицом к нему, раздает детям по два флажка разного цвета.

Логопед. Произнесите, пожалуйста, звук [г]. Какой он? Д е т и. Он согласный твердый звонкий. Логопед. Произнесите звук [к]. Какой он? Д е т и. Он согласный твердый глухой.

Логопед. Верно. Я хочу проверить, умеете ли вы быть внимательными и сможете ли вы отличить звук [к] от звука [г]. Сейчас; я буду произносить звуки, слоги, слова. Как только вы услышите звук [г], вы должны будете поднять зеленый флажок. Как только:( вы услышите звук [к], вы должны будете поднять желтый флажок. Слушайте меня очень внимательно.

К, г, п, т, г, н, к, г, б, г.

Гу, да, ко, но, го, ок, гы, ты.

Горы, кот, мак, тапок, вата, груша, голубой, красный, желтый, красить.

Дети поднимают флажки, услышав соответствующие звуки.

Логопед. Молодцы! Вы были внимательными! Логопед собирает флажки и приглашает детей за стол.

8. Работа по книге «Мой букварь». [Совершенствование навыка чтения слогов и слов. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед раздает детям буквари, открытые на стр. 38. |

Логопед. Посмотрите на правую страничку. Давайте почи­таем сначала слоги, а потом слова.

1-йребенок. Го-ко.

2-й ребенок. Гу-ку.

3-й ребенок. Ко-го.

4-й ребенок. Ку-гу.

1-й ребенок. Год-кот.

2-й р е б е н о к. Губа-Куба.

3-й ребенок. Кот-год.

4-й ребенок.

Куба-губа.

Если детям не известно значение слова Куба, логопеду следует объяснить, что так называется страна.

9. Упражнение «Волшебные линии». [Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематических представлений.]

Логопед ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Теперь давайте выполним задание в нижней части страницы. Что вы видите на картинах? Дети. Гуся, корову, гриб, кость. Логопед. Какие буквы рядом с ними написаны?

Д е т и. Г, к.

Логопед. Соедините картинки с теми буквами, с которых начинаются их названия.

Дети выполняют задание.

Логопед. Какие картинки вы соединили с буквой г?

Дети. Гуся и гриб.

Логопед. Какие картинки вы соединили с буквой к?

Дети. Корову и кость.

Логопед. Молодцы. Все правильно сделали. Закройте бук­вари.

Логопед убирает буквари и контейнер с карандашами.

10. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация звука [ш] в открытых слогах и цепочках слогов.]

Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить упражнения, которые они делали на последних занятиях. Каждое упражнение выполняется 4—5 раз. После каждого упражнения детям необходимо дать время для отдыха, напомнить, чтобы они проглотили слюну. Затем автоматизируется произношение зву­ка [ш] в открытых слогах и цепочках слогов. Можно использовать цепочки слогов со сменой ударения: ша-ша-ша, ша-ша-ша, ша-ша-ша и т. п.

11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Дети по предложению логопеда рассказывают о том, какие за­дания они выполняли, что им было особенно интересно делать. Лого­пед оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Обувь». Совершенствование на­выков звукового и слогового анализа. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение, составление предложений из данных слов). Совершенствование грамматиче­ского строя речи (употребление существительных с предлогом, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фо­нематических представлений, зрительного внимания и воспри­ятия, обшей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков со­трудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, два плос­костных изображения грузовиков, предметные картинки с изоб­ражениями одежды и обуви, большая картинка с изображением детской обуви, плоскостное изображение кроссовок с магнитом, мяч, буквари и тетрадь №2 по числу детей, контейнер с каранда­шами, контейнер с разноцветными пластиковыми крышками, влажные салфетки.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Ходилочка».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Активизация словаря по темам «Одежда» и «Обувь». Развитие зрительного внимания и воспри­ятия, мышления (дифференциация понятий «Одежда» и «Обувь»).]

Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках, организует приветствие и предлагает детям взять из кон­тейнера по две картинки, пройти к столу и сесть. Дети занимают места за столом. Логопед кладет на стол перед ними плоскостные изображения грузовиков.

Логопед. Сегодня к нам на занятие приехали зеленый и синий грузовики. Посмотрите внимательно на свои картинки. В зеленый грузовик вы должны погрузить обувь, а в синий — одежду. Будьте внимательными при выполнении задания.

Дети раскладывают картинки в грузовики.

Логопед. Что вы погрузили в зеленый грузовик? Перечислите.

Дети. Ботинки, сапожки, кроссовки и туфли.

Логопед. А что — в синий грузовик?

Дети. Куртку, комбинезон, плащ, пальто.

Логопед. Для какого сезона подходят эти одежда и обувь?

Дети. Для осени.

Логопед. Верно. Молодцы.

Логопед убирает со стола изображения грузовиков и картинки.

2. Упражнение «Помоги Пете». [Развитие синтаксической сто­роны речи (закрепление понятия предложение). Совершенствова­ние грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами).] (Нищева Н. В. Будем говорить правильно.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.)

Логопед помещает на магнитную доску большую картинку с изоб­ражением детской комнаты, берет в руки плоскостное изображение детских кроссовок с подклеенным к ним магнитом (для того, чтобы картинка хорошо держалась на магнитной доске).

Логопед. Вы уже знакомы с Петей и знаете, что он не очень аккуратный мальчик. Сегодня он потерял свои кроссовки. Помо­гите Пете отыскать их. Для этого вы должны найти кроссовки на картинке и составить предложение, которое начинается со слова кроссовки. Закройте глаза.

Дети закрывают глаза. Логопед ставит плоскостное изображе­ние кроссовок под кровать.

Логопед. Где кроссовки?

1-йребенок. Кроссовки стоят под кроватью.

Логопед. Верно. Вот они. Где они стоят?

Дети. Под кроватью.

Аналогично дети по очереди составляют предложения со слово­сочетаниями «в шкафу», «на стуле», «у окна». Логопед оценивает их работу и убирает пособия.

3. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грам­матического строя речи (образование существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами).]

Логопед предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Я предлагаю вам поиграть в уже знакомую игру «Назови ласково». Я бросаю вам мяч и называю обувь, вы ловите мяч, называете эту же обувь ласково и возвращаете мяч мне. Бо­тинки.

1-йребенок. Ботиночки.

Аналогично образуются пары слов: туфли — туфельки, сапоги — сапожки, тапки — тапочки, кроссовки — кроссовочки, валенки — валеночки.

4. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация звука [ш] в открытых слогах и словах с ними. Отраженное проговаривание слогов и слов вслед за логопедом.)

Логопед убирает мяч и приглашает детей к зеркалу. Дети под руководством логопеда выполняют два-три упражнения из гимна­стики для шипящих звуков.

Логопед. А теперь я предлагаю вам игру «Повтори за мной». Проверьте положение языка за верхними зубами. Края «чашечки» должны быть хорошо прижаты к зубам. Я буду проговаривать слоги и слова, а вы будете повторять их за мной.

Логопед проговаривает цепочки слогов и слова дети по очереди повторяют их за логопедом.

5. Упражнение «Назови буквы». [Развитие зрительного внима­ния и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед приглашает детей за стол и раздает им буквари, от­крытые на стр. 39.

Логопед. Посмотрите на буквы, которые художник нарисо­вал для вас и заштриховал оранжевыми полосками. Какие это буквы? Назовите их по порядку.

Дети. Г, д, б, т.

Логопед. Молодцы. Правильно. Закройте буквари.

6. Упражнение «Обведи картинки». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [г] и [г'] в словах).]

Логопед убирает буквари и раздает детям тетради. Логопед. Напомните мне, какие звуки обозначает буква Гг. Дети. [Г], [г'].

Логопед. Правильно. Расскажите о звуке [г], дайте ему ха­рактеристику.

Дети. Звук [г] — согласный твердый звонкий.

Логопед. Верно. Теперь расскажите о звуке [г'], дайте ему характеристику.

Дети. Звук [г'] — согласный мягкий звонкий.

Логопед. Так чем же звук [г] отличается от звука [г']?

Дети. Звук [г] — твердый, а звук [г'] — мягкий.

Логопед. Какими цветами мы обозначаем твердые и мягкие согласные звуки?

Дети. Твердые согласные мы обозначаем синим цветом, а мягкие — зеленым.

Логопед. Правильно. Теперь откройте тетради и рассмотри­те картинки на странице справа. Что там изображено?

Дети. Сапоги, гриб, гиря и гном.

Логопед. Обведите картинки со звуком [г] в названиях синим карандашом, а картинки со звуком [г'] — зеленым.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает им проверить друг друга.

Логопед. А теперь можете раскрасить картинки.

Дети раскрашивают картинки, логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели и выполняли работу аккуратно.

7. Упражнение «Разноцветные кружки». [Развитие навыков фо­нематического анализа.]

Логопед раздает детям наклейки за хорошо выполненную работу.

Логопед. В нижней части страницы вы видите слоги. Про­читайте их.

Дети. Га, го, гу, ги.

Логопед. Под слогами вы видите кружки, которые обозна­чают звуки. Их нужно раскрасить. Какой звук слышится первым в слоге га!

Дети. Звук [г].

Логопед. Так каким же карандашом вы раскрасите первый кружок?

Дети. Синим.

Логопед. Какой звук стоит вторым в слоге га? Дети. Звук [а].

Логопед. А его вы раскрасите каким карандашом?

Дети. Красным.

Логопед. Выполняйте задание.

Далее можно аналогично провести работу по анализу остальных слогов или предоставить детям самостоятельность. Только затем проверить правильность выполнения задания. После проверки выпол­нения задания логопед собирает тетради и убирает со стола каран­даши.

8. Упражнение «Ходилочка». [Развитие тонкой моторики, чув­ства ритма, координации речи с движением.]

Логопед ставит на стол контейнер с разноцветными пластико­выми крышками от бутылок из-под минеральной воды и предлагает детям выбрать по две пары одинаковых крышек.

Логопед. Наденьте крышки на указательный и средний пальцы каждой руки, хорошо прикрепите их с помощью пласти­лина к кончикам пальцев. Представьте, что вы обули пальцы в нарядные ботинки и сейчас они будут шагать по столу.

Дети выполняют упражнение, произнося текст.

Вот коленки все в зеленке Ритмично «шагают» пальчиками
У сестренки у Аленки. обеих рук вперед.
Чтоб не падать, не реветь, Ритмично «шагают» пальчиками
Надо под ноги смотреть. обеих рук назад.
Н. Нищева  

9. Упражнение «Что лишнее?» [Развитие зрительного воспри­ятия и внимания. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном падеже).]

Логопед предлагает детям снять крышки с пальчиков и проте­реть пальчики влажными салфетками, убирает контейнер с крыш­ками и помещает на наборное полотно картинку (рис. 13).

Рассматривание картины «В зимнем парке» и беседапо ней. 1 страница - student2.ru

Рис. 13

Логопед. Посмотрите на картинку. Тени каких предметов вы видите?

Дети. Мы видим тени сапог, шлепанцев, носков и одной пер­чатки.

Логопед. Какая тень лишняя и почему?

Дети. Лишняя перчатка. Она одна, у нее нет пары.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает картинку и предлагает детям перечислить, чем они занимались, какие задания им было интересно выполнять. Можно предложить детям оценить работу друг друга.

Ноябрь, 3-я неделя

Лексическая тема «Игрушки». Звуки [г], [г'], [к], [к']

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Уточ­нение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, конструктор, клоун, машина, играть, беречь, ло­мать, придумывать, укачивать, убаюкивать; новый, красивый, яркий, интересный). Обеспечение целостного восприятия карти­ны. Обучение составлению плана рассказа и рассказа по отдель­ным эпизодам картины.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, фонематических представлений, зритель­ного восприятия и внимания, речевого слуха, общей моторики и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив­ности.

Оборудование. Картина О. Р. Гофман «Дочки-матери», игруш­ки, названия которых начинаются со звуков [к] и [г].

Предварительная работа. Проведение игр «Дочки-матери» и «Хозяюшки», разучивание упражнения «Мячик».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Развитие фонематических пред­ставлений. Объявление темы занятия.)

Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними и пред­лагает им приготовиться к занятию.

Логопед. Встаньте около стульчиков, внимательно посмот­рите вокруг, найдите в кабинете игры и игрушки, названия кото­рых начинаются со звука [к).

1-йребенок. Кукла

2-й ребенок. Кубики.

3-й ребенок. Конструктор.

4-й ребенок. Клоун.

Логопед. Молодцы. А теперь попробуйте найти игры и иг­рушки, в названиях которых есть звук [г).

1-йребенок. Городки.

2-й ребенок. Гусли.

3-й ребенок. Гномик.

4-й ребенок. Гусь.

Логопед. Отлично справились с заданием. Садитесь. А те­перь расскажите, для чего вам нужны игрушки.

Дети. Игрушки нужны для того, чтобы в них играть.

Логопед. Верно. Сегодня мы с вами поговорим об игрушках, рассмотрим картину «Дочки-матери» и составим рассказ по ней.

2. Чтение логопедом стихотворения Б. Заходера «Игрушки». [Создание эмоционального фона восприятия картины.)

Логопед выразительно читает стихотворение.

Дети любят игрушки —

Так все говорят.

Ну а разве игрушки

Не любят ребят?

Очень любят!

Души в них не чают!

Просто Это не все Замечают...

Мы молчим, мы не хнычем,

Когда нас бросают,—

Мы ведь знаем, что слезы

От бед не спасают...

Не заметишь обиды

По нашему виду —

Мы ребятам прощаем

Любую обиду!..

Оттого-то, наверное,

Не все замечают,

Как игрушки страдают,

Тоскуют,

Скучают...

Оттого-то не знают

(И знать не хотят),

Как мы верно и преданно

Любим ребят.

Логопед. Вы внимательно послушали стихотворение. Ска­жите, как нужно относиться к игрушкам?

Дети. Нужно их беречь, не ломать, не бросать. Игрушки любят, когда в них играют.

Логопед. Давайте рассмотрим картину и побеседуем о том, как дети играют с игрушками.

3. Рассматривание картины и беседа по ней. [Развитие зритель­ного внимания, восприятия, диалогической речи.] (НшневаН. В. Будем говорить правильно.—СПб.. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002).

Логопед помещает на мольберт картину и дает детям одну ми­нуту для свободного рассматривания, а потом организует беседу.

Логопед. Кого вы видите на картине?

Д е т и. На картине нарисованы дети.

Логопед. Что они делают?

Дети. Играют в дочки-матери.

Логопед. Посмотрите на детей, которых художник нарисо­вал в левой части картины. Расскажите о том, как они одеты, что делают.

1-йребенок. Девочка в пестром платье разговаривает с маль­чиком.

2-й ребенок. У нее плетеная коляска. В коляске сидит кукла.

3-й р е б е н о к. На поводке девочка держит мехового щенка.

4-й ребенок. Мальчик в шляпе, очках и галстуке разговари­вает по мобильному телефону. Он держит в руке дипломат.

Логопед. Как вы думаете, кого изображают эти дети? В какую игру они играют?

Дети. Они играют в дочки-матери. Девочка — это мама, а мальчик — папа. Мама вышла гулять со своим сыном и собакой, а папа пришел с работы.

Логопед. Посмотрите на девочку в розовой кофточке и го­лубой юбке. Расскажите о том, что она делает, где находится.

1-йребенок. Девочка сидит за столом и наливает чай кукле. На столе стоит красивая красная посуда.

2-й ребенок. Девочка — это мама, а кукла — ее дочка.

3-й ребенок. Они сидят в кукольной кухне.

4-й р е б е н о к. На кухне стоит разноцветная мебель. На полке стоит полосатая кастрюля, висят поварешки. Девочка может при­готовить обед для куклы, своей дочки.

Логопед. Еще одну девочку мы видим на заднем плане кар­тины. Где она находится? Как он одета? Что она делает?

1-й ребенок. Девочка в розовой юбке и голубой кофточке сидит в кукольной комнате около кроватки.

2-й ребенок. Она держит на руках куклу и поет ей колыбель­ную песенку.

3-й ребенок. Девочка убаюкает куклу и уложит ее в кроватку. Логопед. Как вы думаете, детям нравится играть в дочки-матери?

4-й ребенок. Детям очень интересно. У них много игрушек: куклы, коляска, посуда. Есть комната и кухня для кукол. В ком­нате и на кухне стоит красивая мебель. Дети придумывают, как можно играть с куклами.

Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а те­перь давайте отдохнем.

4. Физкультурная пауза «Мячик». [Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носочках. Координация речи с движением.]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.

Раз, два, прыгай, мячик. По два прыжка на носках на каждую
Раз, два, и мы поскачем. строку, держат руки на поясе.
Девочки и мальчики  
Прыгают, как мячики.  

5. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация звука [ш] в открытых слогах и словах с ними. Отраженное проговаривание слогов и слов вслед за логопедом.]

Логопед убирает мяч и приглашает детей к зеркалу. Дети под руководством логопеда выполняют два-три упражнения из гимна­стики для шипящих звуков.

Логопед. Давайте еще раз поиграем в игру «Повтори за мной». Проверьте положение языка за верхними зубами. Края «чашечки» должны быть хорошо прижаты к зубам. Я буду прого­варивать слоги и слова, а вы будете повторять их за мной.

Логопед проговаривает цепочки слогов и слова дети по очереди повторяют их за логопедом.

6. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха.)

Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер.

Логопед. Продолжаем отдыхать. Сейчас я прочитаю вам ве­селое стихотворение, которое называется «Проказники». Послу­шайте его внимательно.

Мне себя сегодня жалко.

Папа с другом на рыбалке.

Мама в бане с тетей Томой.

Ну а мы с котенком дома.

Телевизор посмотрели,

Все мороженое съели,

Согревались сладким чаем.

Чайник вдруг упал случайно

На сервиз, что подарили

Дядя Гоша с тетей Лилей.

Мы еще кувшин разбили.

Клей в кувшине разводили,

Чтоб сюрприз устроить маме:

Три ромашки на пижаме,

Что вчера купил ей папа.

Клей собрали папе в шляпу.

Написали два портрета

На стене у туалета.

Поливали пальму соком,

Чтобы выросла высокой.

А потом котенок Тошка

Угодил в ведро с картошкой.

Пол пришлось помыть пижамой,

Чтоб не огорчалась мама.

В общем, страшно мы устали.

Все пришли. Мы крепко спали.

Н. Нищева

Очень забавное стихотворение. Вот, оказывается, как могут проказничать дети, если они не умеют играть в игрушки. Сейчас я прочитаю стихотворение еще раз, а вы посчитаете, сколько шалостей совершили малыш и котенок Тошка.

Логопед читает стихотворение еще раз.

Логопед. Так сколько шалостей вы насчитали?

Дети. Девять.

Логопед. Я тоже насчитала девять. Я думаю, что вы никогда не будете делать таких сюрпризов маме, как этот маленький про­казник. А теперь вернитесь на стульчики к мольберту.

7. Коллективное составление плана рассказа. [Развитие памяти, мышления, диалогической речи.]

Логопед организует работу по составлению плана рассказа.

Логопед. С чего вы начнете рассказ?

Дети. Мы скажем, кого художник нарисовал на картине и что они делают.

Логопед. Верно. О ком вы будете рассказывать потом?

Дети. Мы расскажем о мальчике и девочке с коляской.

Логопед. Не забудьте сказать, как они одеты, что делают, в какую игру играют. О ком вы расскажете дальше?

Д е т и. О девочке, которая поит куклу чаем.

Логопед. Хорошо. А потом?

Дети. Потом можно рассказать о девочке, которая укачивает куклу.

Логопед. Чем вы закончите рассказ?

Дети. Расскажем, что детям интересно играть в дочки-матери.

Логопед. Мы с вами составили план рассказа по картине. Сейчас вы одну минуту подумаете, а потом будете составлять рас­сказ по этому плану.

8. Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

9. Рассказ по картине «Дочки-матери». [Развитие связной речи.] Логопед приглашает к картине четверых детей, которые будут составлять рассказ по отдельным эпизодам картины.

Логопед. Рассказ начнет Маша. Она скажет, кого изобразил на картине художник, что они делают. Потом Ваня расскажет о мальчике и девочке с коляской. А Наташа расскажет нам о де­вочке, которая поит куклу чаем. Дима расскажет о девочке, кото­рая укладывает куклу спать, и закончит рассказ.

1-й ребенок. Художник нарисовал на картине детей. Они играют в дочки-матери.

2-й ребенок. Слева мы видим мальчика в галстуке, шляпе и очках и девочку в пестром платье. Мальчик — это папа. Он при­шел с работы и разговаривает по мобильному телефону. Девоч­ка — это мама. Она посадила в коляску куклу — своего сына, взяла мехового щенка и вышла встречать папу с работы.

Наши рекомендации