Деятельность в рамках проекта. НаI этапереализации проекта (декабрь 2008 – март 2009) проанализированы и определены условия развертывания деятельности

НаI этапереализации проекта (декабрь 2008 – март 2009) проанализированы и определены условия развертывания деятельности, направленной на взаимодействие семьи и детского сада на федеральном, региональном, городском и локальном уровнях. Результаты данного исследования отражены в аналитической справке «Анализ и систематизация опыта ДОУ в области педагогики здоровья и взаимодействия с семьей».

В процессе изучения проблемы выделились противоречия:

- между пониманием здоровья как приоритетной ценности всеми субъектами образовательного процесса (детьми, родителями, воспитателями) и характером образовательной среды, нивелирующим эту ценность;

- между социальным запросом родителей в ускоренном развитии ребенка и реальным состоянием психических процессов и здоровья детей;

- между необходимым для развития культуры здоровья дошкольников уровнем профессиональной компетентности педагогов ДОУ и родительской компетентности и его реальным состоянием.

На преодоление данных противоречий были направлены:

§ разработка модели организации взаимодействия семьи и детского сада в области развития культуры здоровья. Ее результатом стал аналитический материал «Модель педагогической системы, отражающей взаимодействие семьи и детского сада в области развития культуры здоровья дошкольников»;

§ разработка содержания планов двух обучающих семинаров для педагогов по проблемам организации взаимодействия родителей педагогов и инновационным технологиям развития культуры здоровья детей-дошкольников и организация их проведения;

§ разработка программы родительского всеобуча «Культура здоровья».

В процессе подготовки содержания обучающих семинаров и в ходе их реализации педагогам и родителям предлагалось осмыслить понятия «феномен культуры здоровья человека», «экологическая культура», «валеологическая культура», «культура безопасности жизнедеятельности», «качество жизни», «здоровье человек», «здоровье окружающей среды», «здоровый образ жизни».

НаII этапереализации проекта (апрель 2009 – июнь 2009) осуществлялась программа родительского всеобуча «Культура здоровья».

В рамках программы было проведено 3 мероприятия.

1. Занятие родительского всеобуча «Будьте примером……» на базе ГДОУ № 36 Калининского района (56 человек).

2. Творческая встреча родителей и педагогов по теме «Будьте здоровы!» в ГДОУ № 26 Василеостровского района (87чел.).

3. Консультация педагога–психолога для родителей детей старшего возраста «Готовимся к школе» в ГДОУ № 44 Центрального района (42 чел).

Мероприятия родительского всеобуча завершились проведением Детского экологического фестиваля «Царскосельские лучики», посвященного Году семьи, на базе Центрального городского сквера в Пушкинском районе (Царское село). Организаторы фестиваля: сотрудники кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, руководитель экологического клуба «Розовое поле» Е.Б. Никитенко и его участники, Е.З. Геец, методист НМЦ Пушкинского района.

В Фестивале участвовало более 100 детей и 65 взрослых (педагоги и родители).

Материалы занятий родительского всеобуча обобщены и представлены в методическом пособие, подготовленном в рамках программы реализации проекта.

В завершение второго этапа проекта был также проведен Городской конкурс «Здоровая семья».

Городской конкурс «Здоровая семья» рассматривался как общественно-педагогическая акция, направленная на поиск путей взаимодействия семьи и ДОУ и проводился по следующим номинациям: «Жизнь без отходов» (конкурс поделок, выполненных детьми совместно с родителями и воспитателями ДОУ из «бросового» материала); «Воспитываем через игру…» (совместные разработки детских игр, направленных на формирование здорового образа жизни); «В объективе – здоровая семья…» (фотовернисаж или фотоальбомы, раскрывающие пути формирования культуры здоровья детей); «Наш девиз – здоровая семья…» (изготовление художественного образа, эмблемы будущего общественного движения «За здоровую семью»); «От сказки - к были…» (сочинения сказок, раскрывающих ценность здоровья для детей).

Конкурс объединил 27 ДОУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Конкурсные работы представили 110 семей и 66 педагогов.

В ходе анализа состояния работы по педагогическому просвещению семьи выявлены следующие недостатки:

· ослабление педагогической деятельности по подготовке молодежи к семейной жизни;

· недостаточный уровень психолого-педагогической подготовки родителей к воспитанию детей в области здоровьесбережения;

· разобщенность семьи, отсутствие семейных правил, традиций, обычаев;

· не достаточно высокий уровень методологической культуры педагогов, что затрудняет воспитателей правильно оценить результаты своего взаимодействия и выбрать наиболее эффективные способы совместной работы семьи и детского сада;

· излишняя категоричность суждений в оценке развития детей дошкольников, выборе воспитательных мер, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей, что приводит к конфликтам и недопониманию взаимных действий направленных на воспитание малышей.

III этапреализации проекта (июнь 2009 – декабрь 2009) включал работу коллектива участников проекта, направленную на распространение опыта взаимодействия семьи и детского сада на пути к культуре здоровья

В содержание этой работы входило распространение модели взаимодействия семьи и детского сада на пути к культуре здоровья, представленной в пособии «Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья» на территориях России, Ленинградской области и дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга.

Разнообразные формы работы организованные в первые месяцы нового учебного года (сентябрь – декабрь 2009 г.) позволили достаточно широко распространить представленный опыт в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

За период сентября 2009 г. по февраль 2010 г. на кафедре педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, в Центре дошкольного образования, кафедре педагогики и психологии ЛОИРО (организации - партнеры проекта) было осуществлено обучение педагогов дошкольных образовательных учреждений в рамках курсов повышения профессиональной квалификации по программам, отражающим опыт совместной деятельности семьи и детского сада в сбережении и развитии детей и их потенциалов здоровья. Это следующие программы:

Здоровье и безопасность человека в окружающей среде: инновационные образовательные технологии;

Здоровьесберегающие образовательные технологии: классификация и критерии отбора;

Инновационные процессы экологического воспитания детей дошкольного возраста;

Обновление социально-педагогической практики сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.

Курсовой подготовкой сегодня охвачено 110 человек. В курсовом обучении участвовали педагоги из 64 ДОУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Методическим пособием «Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья», в процессе обучения обеспечены все участники курсов повышения квалификации.

Наши рекомендации