Тема: Психологические теории учения.

Тема: Основные направления обучения

1. Основные понятия обучения, цели и задачи обучения.

2. Виды и механизмы научения.

3. Теоретические подходы к обучению

- когнитивный подход к обучению;

- деятельностный подход к обучению;

- личностно-деятельностный подход к обучению;

- структурно-функциональный подход к обучению;

- индивидуализированный и дифференцированный подходы в обучении;

- компетентностный подход в современном образовании.

4. Технологии обучения:

- традиционное обучение;

- программированное обучение;

- проблемное обучение;

- знаково-контекстное обучение

5. Концепции развивающего обучения.

Основная литература:

1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.

3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.

4. Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара, 2010. – С.386.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.

Дополнительная литература:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. - М., 1991.

2. Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. - М., 1973.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. Т.2. - М., 1982. - С. 235-269.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

5. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.

6. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.

Самостоятельная работа (обязательная форма):

1. По 4 теоретическому вопросу составить таблицу:

«Технологии обучения»

Название технологии Цели и задачи Методы и средства Конечный результат обучения
1.      
2.      

2. Подготовьте рефераты на следующие темы:

1. Психологические проблемы развивающего обучения.

2. Общее и различное в теориях научения у отечественных и зарубежных авторов.

3. Проблема обучения и развития в психологии.

Семинар 2

Тема: Психологические теории учения.

1. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

2. Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

3. Основные принципы обучения Л.В.Занкова.

Основная литература:

1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.

3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.

4. Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара, 2010. – С.386.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.

Дополнительная литература:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

2. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.

3. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1990.

4. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. - М., 1982.

5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986. - С. 10-67.

Самостоятельная работа (обязательная форма):

1.Подготовьте рефераты на следующие темы:

1. Психолого-педагогические проблемы усвоения знаний.

2. Психолого-педагогические проблемы обучаемости и ее диагностика.

3. Мыслительная деятельность обучающихся (возрастные и индивидуальные особенности).

2.Проведите сравнительную характеристику теорий развивающего обучения Л.В.Занкова и В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.

Семинар 3

Тема: Психологическое содержание и характеристика учебной деятельности.

1. Понятие и структура учебной деятельности.

2. Основные функции учебной деятельности.

3. Индивидуальные различия в учебной деятельности.

4. Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения.

Основная литература:

1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.

3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.

4. Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара, 2010. – С.386.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.

Дополнительная литература:

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

2. Давыдов В.В., Помшер Й., Маркова А.К. Формирование учебной деятельности школьника. - М., 1982.

3. Занков Л.В. Обучение и развитие. - М., 1975.

4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М., 1986.

5. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1991.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.-256с.

7. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М., 1984.

Самостоятельная работа (обязательная форма):

1.Подготовьте рефераты на следующие темы:

1. Активизация усвоения знаний обучающимся.

2. Организация контроля и оценки знаний обучающихся. Самоконтроль и самооценка.

3. Мнемотехники и рациональные приемы запоминания в процессе обучения.

4. Руководство самообразованием обучающихся.

5. Пути повышения эффективности оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

6. Пути повышения качества знаний обучающихся.

7. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения.

8. Индивидуальный подход к обучающимся в процессе обучения.

Семинар 4

Тема: Мотивация учения.

1.Мотивы учения, их виды. Мотивы учения в младшем, среднем, старшем школьном возрасте.

2.Формирование мотивации учения.

3.Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости.

Основная литература:

1. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 - 239 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2002.

3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. - М., 1995.

4. Минияров В.М. Педагогическая психология. - Самара, 2010. – С.386.

5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.

6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2006. – 287 с.

Дополнительная литература:

1.Бурова А.В. Мотивация учения. - Волгоград, 1976.

2.Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. - М., 1982.

3.Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.

4.Мурачковский П.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. - М., 1977.

5.Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1981.

6.Шаталов В.Н. Куда и как исчезли тройки. - М., 1979.

7.

Самостоятельная работа (обязательная форма):

1.Подготовьте рефераты на следующие темы:

1. Психолого-педагогические проблемы слабой успеваемости и пути ее преодоления.

2. Воспитывающий характер обучения в современной школе.

Самостоятельная работа на выбор:

1. Написать конспект по книге: Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. 35 экз. в библиотеке. Определить современные подходы к проблеме сохранения здоровья подрастающего поколения.

Наши рекомендации