По концепции освоения опыта
Ассоциативно-рефлекторные | |
Бихевиористические | Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. |
Гештальт-технологии | "Gestalt" - в переводе с немецкого - фигура, образ, целостность, то, что “из ничего” стало “чем-то”). Гештальт помогает завершить образ, сделать личность целостной. Это та техника, которая дает возможность человеку завершить неоконченные ситуации "здесь и сейчас". Уникальные методики гештальта позволяют выделить человека из проблемы, что позволяет трезво взглянуть на проблему со стороны, а не жить с этой проблемой, и в ней самой. |
Интериоризаторские | Интериоризация - процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние умственные действия и операции. Interiorisation лат.Interior – внутренний лат.Exterior - внешний Экстериоризация(от лат. exterior — наружный, внешний) — процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. |
Суггестивные | Суггестивный (от лат. suggestio - внушение) - внушающий, вызывающий собою какие-нибудь представления, идеи. |
Нейролингвистические |
По ведущему фактору психического развития
Биогенные
Социогенные
Психогенные
Идеалистические
По ориентации на личностные структуры
Информационные (формирование ЗУН)
Операционные (формирование способов умственных действий - СУД)
Эмоционально- художественные (воспитание эстетических отношений)
Эмоционально- нравственные (воспитание нравственных отношений)
Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов - СУМ)
Эвристические (развитие творческих способностей)
По характеру содержания образования
Обучающие – воспитательные
Светские - религиозные
Общеобразовательные - профессиональные
Гуманитарные - технократические
Частнопредметные
По типу управления познавательной деятельностью
Классическое лекционное
Современное традиционное обучение
Традиционное классическое
Программированное обучение
Обучение с помощью ТСО
Система "консультант"
Обучение по книге
Система малых групп
Компьютерное обучение
Система "репетитор"
По организационным формам Классно- урочные альтернативные
Академические - клубные
Индивидуальные - групповые
Коллективный способ обучения
Способы дифференцированного обучения
По отношению к ребенку
Авторитарные
Дидактоцентрические
Личностно-ориентационные
Гуманно-личностные
Технологии сотрудничества
Технологии свободного воспитания
По преобладающему (доминирующему) методу
Догматические, репродуктивные
Обяснительно- иллюстративные
Развивающее обучение
Проблемные, поисковые
Творческие
Программированное обучение
Диалогические
Игровые
Саморазвивающее обучение
Информационные
По категории обучающихся
Массовая технология
Продвинутого образования
Компенсирующие
Виктимологические
Технологии работы с трудными детьми
Технологии работы с одаренными детьми