Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Таблица 3

Разделы курса, темы занятий Содержание заданий, выносимых на СРС СРС   Учебно-методическое обеспечение
Тема № 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста Анализ программ художественно-эстетического воспитания Основы эстетического воспитания"/ Под редакцией Н.А. Кушаева - М., 2009г. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей М., 2012 г.
Тема № 2. Классификация методов и средств эстетического воспитания   Реферат (зарубежные и отечественные исследователи о проблемах художественно-эстетического воспитания) "Основы эстетического воспитания"/ Под редакцией Н.А. Кушаева - М., 2009г.  
Тема № 3. Организация эстетического воспитания в ДОУ. Разработать учебный план программы художественно-эстетического воспитания Основы эстетического воспитания"/ Под редакцией Н.А. Кушаева - М., 2009г
Тема №4. Формирование художественно-творческих способностей дошкольников Конспект "Основы эстетического воспитания"/ Под редакцией Н.А. Кушаева - М., 2009г.  
Тема № 5. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей. Составить конспект консультаций для родителей Социально-психологические проблеммы современной семьи. Армавир АГПА 2014г.
Тема № 6. Вариативные формы работы по эстетическому и художественно творческому развитию дошкольников Написать проект студийной работы в ДОУ по возрасту Основы эстетического воспитания"/ Под редакцией Н.А. Кушаева - М., 2009г
Итого:    

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).

Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы.

Таблица 4

Разделы курса, темы занятий Всего часов Компетенции Общ. кол-во компетенций
ПК-6 ПК-9 ПК-11  
Тема № 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста + + +
Тема № 2. Классификация методов и средств эстетического воспитания + + +
Тема № 3. Организация эстетического воспитания в ДОУ. + + +
Тема №4. Формирование художественно-творческих способностей дошкольников + + +
Тема № 5. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей. + + +
Тема № 6. Вариативные формы работы по эстетическому и художественно творческому развитию дошкольников   + +
Итого:        
  • способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
  • способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
  • способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

(ПК-11).

Описание показателей и критериев оценивания компетенции на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.

КомпетенцияПК-6

«Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников»
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
содержание и методические основы художественно-эстетического образования решать задачи управления образовательным процессом в процессе воспитательной деятельности. навыками профессиональной деятельности в области художественно-эстетического образования
Устный опрос, собеседование на зачете,
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Шкала оценивания  
Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня   Основные признаки уровня  
Пороговый уровень (обязательный)   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов Владение навыками педагогического общения.
Стандартный уровень   Знание и использование правил педагогического общения, умение создавать условия для эффективного формирования предметных результатов. Владение навыками эффективного педагогического общения.
Эталонный уровень   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов. Владение навыками педагогического общения, активно добывает и использует новые знания профессиональной направленности.

Компетенция ПК-9

«способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности»
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
современные, научно обоснованные приемы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности приемами формирования общей культуры студентов
Устный опрос, собеседование на зачете,
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Шкала оценивания  
Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня   Основные признаки уровня  
Пороговый уровень (обязательный)   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов Владение навыками педагогического общения.
Стандартный уровень   Знание и использование правил педагогического общения, умение создавать условия для эффективного формирования предметных результатов. Владение навыками эффективного педагогического общения.
Эталонный уровень   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов. Владение навыками педагогического общения, активно добывает и использует новые знания профессиональной направленности.

Компетенция ПК-11

«способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности»
Этапы формирования компетенции
Знает Умеет Владеет
Особенности региональной культурной образовательной среды и использует эти знания в профессиональной деятельности развивать художественно-творческие способности средствами народного, классического и современного искусства, через собственное творчество и интеграцию различных видов художественной деятельности   приемами формирования общей культуры студентов
Устный опрос, собеседование на зачете,
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания
Шкала оценивания  
Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня   Основные признаки уровня  
Пороговый уровень (обязательный)   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов Владение навыками педагогического общения.
Стандартный уровень   Знание и использование правил педагогического общения, умение создавать условия для эффективного формирования предметных результатов. Владение навыками эффективного педагогического общения.
Эталонный уровень   Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов. Владение навыками педагогического общения, активно добывает и использует новые знания профессиональной направленности.

Типовые контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

7.3.1.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Каждый студент представляет в виде сообщения (можно с презентациями, иллюстрациями и т.п.) один из видов ДПИ Кубани (раскрывая его специфику).

2. Изучить требования к отбору произведений ДПИ для детей дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать особенности произведений декоративно-прикладного искусства.

4. Охарактеризовать вклад отечественных и зарубежных исследователей в разработку проблемы художественно - эстетического воспитания. (Реферат или сообщение).

5. Прочитать и выписать универсальные характеристики детского творчества.

6. Подготовить реферативное выступление. Зарубежная педагогика в детском творчестве.

7. 1.Рассмотрите и охарактеризуйте наиболее эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблемам эстетического и художественного воспитания.

8. Разработайте наиболее эффективные на ваш взгляд виды совместной деятельности ребенка и взрослого.

9. Составить конспект консультации для родителей и изучаемой проблеме, а также выступление на педагогическом совете ДОУ.

10. Предложите развлечения и праздники в любой возрастной группе (на год). Их роль в решении задач всестороннего развития личности. Виды развлечений и праздников.

11. Представить и обосновать вариативные формы работы по художественно-творческому развитию дошкольников.

12. Предложить тематику, задачи и цели кружковой или студийной работы в ДОУ (в зависимости от возраста ребенка)

7.3.2.ВОПРОСЫ ДЛЯ СОМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ:

  1. Направления реализации национально-регионального компонента в образовании.
  2. Пути реализации регионального компонента в художественном образовании детей дошкольного возраста.
  3. Психолого-педагогические основы приобщения старших дошкольников к региональным художественным ремеслам. Особенности ознакомления с традициями и искусством Кубани.
  4. Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Кубани.
  5. Исторические аспекты декоративно-прикладного искусства Кубани. Особенности ознакомления с традициями и искусством Кубани.
  6. Прикладное искусство Кубани, его значение в жизни человека. Изобразительная деятельность и художественный труд детей дошкольного возраста по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
  7. Промыслы народного декоративно-прикладного искусства России.
  8. Виды народного декоративно-прикладного искусства Кубани.
  9. Особенности восприятия детьми художественного образа в произведениях народного декоративно-прикладного искусства.
  10. Взаимосвязь между восприятием детьми художественного образа в народном искусстве и собственно изобразительной деятельностью детей.
  11. Промыслы народного декоративно-прикладного искусства России. Виды народного декоративно-прикладного искусства Кубани.
  12. Особенности детского восприятия ДПИ, требования к отбору произведений ДПИ для детей дошкольного возраста.
  13. Развитие эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства: понятие видов и художественных средств ДПИ.
  14. Особенности использования методов и приемов ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
  15. Методика применения ДПИ Кубани в художественной деятельности детей дошкольного возраста.
  16. Педагогические технологии приобщения старших дошкольников к художественным ремеслам Кубани.
  17. Значение и особенности предметно- развивающей среды в ДОУ. Организация уголка народного декоративного искусства.

7.3.3. Особенности выполнения заданий студентами – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий

Особые условия обучения и направления работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее студентами с ограниченными возможностями здоровья) в свете обеспечения реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование определены на основании: Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закона РФ от 24.11.1995 г.№181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"; методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн).

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий может быть организовано как инклюзивно, так и в отдельных группах. Перед началом обучения проводятся консультативные занятия, позволяющие студентам с ограниченными возможностями адаптироваться к учебному процессу.

Для обеспечения доступности освоения учебной дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может применяться адаптированная форма обучения с элементами дистанционного обучения. Выбор методов обучения по данной дисциплине определяется содержанием обучения, уровнем, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в РПД разработаны ФОС, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в программе. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При составлении индивидуального графика обучения необходимо будут предусмотрены различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя.

Дистанционное обучение в процессе освоения дисциплины обеспечивает возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Подбор и разработка учебных материалов учебного курса производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.

Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.

Учитывая своеобразие педагогической работы с учащимися с ОВЗ, акцент в использовании методов обучения и воспитания необходимо сделать на тех, которые приняты как в общей дидактике, так и в специальной педагогике. Однако все они зависят от специфики воздействия разных видов деятельности и разных видов искусства.

Все используемые методы обучения (словесные, наглядные, практические) направлены на передачу педагогом учебной информации и на её активное восприятие учащимися, а также на повышение эффективности обучения.

Так, словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать учащихся, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в художественных произведениях, тем самым вызывая ответный отклик, вызывая интерес к тем событиям или героям, которым посвящено литературное или музыкальное произведение.

Словесные методы могут широко применяться в работе почти со всеми категориями учащихся с ОВЗ (с нарушением слуха, с нарушением зрения, ДЦП и др.)

Применение наглядности расширяет возможности познания. При этом качество его значительно улучшается, если в восприятии участвует максимальное количество органов чувств (слух, зрение, тактильные ощущения). В процессе художественного обучения студентов с ОВЗ полезно сочетать наглядные методы с активной исследовательской деятельностью при восприятии художественных произведений (словесное сравнение, сопоставление, анализ). Использование наглядных материалов должно подкрепляться речевым воздействием. Слово педагога, поясняющее те или иные особенности искусства, художественных проявлений в сочетании с наглядностью в большей степени способствует пониманию, осознанию смысла предлагаемой информации, адекватному её восприятию.

В коррекционно-педагогической работе важно наглядные методы сочетать с практическими, так как характерным для учащихся с ОВЗ является предметно-практическое обучение, в основе которого создание специально организованной дидактической среды, стимулирующей познавательный интерес студента, его стремление к общению, к совместной деятельности. В ходе этой деятельности у него развиваются навыки речевого общения, сенсомоторный опыт, навыки учебно-познавательной деятельности (Е.В. Назарова).

Участие студентов с ОВЗ в различных видах художественной деятельности обязательно требует направляющей помощи педагога (в виде инструкций, советов, поддержки, подсказки, подкреплений), которая осуществляется с помощью речи и практических действий. Здесь важно оптимально сочетание методов самостоятельной работы учащихся с работой под руководством педагога. Самостоятельная работа формирует необходимые умения и навыки, развивает волевые качества, уверенность в своих действиях.

Наши рекомендации