Ключевые слова как многофункциональное понятие в лингвистике
С.С. Хаматханова
Оренбургский государственный педагогический университет
Научный руководитель: Т.Г. Ноздрина, ассистент
Современное общество постоянно находится в информационном пространстве. Обширные процессы компьютеризации приводят к тому, что человеку приходится сталкиваться с огромными потоками информации, которую необходимо быстро систематизировать и обрабатывать. Студентам и научным работникам такой навык крайне необходим с целью создания емких конспектов и максимально информативных текстов за минимальное время. Филологи сходятся в одном: актуальным становится изучение ключевых слов, служащих некими инструментами в процессе поиска и обработки нужной информации.
Ключевые слова, являясь одним из инструментов обработки текстовых массивов, находят широкое применение в новых практико-ориентированных областях лингвистики: таких как медиалингвистика, инженерная лингвистика, компьютерная лингвистика. Появился ряд смежных областей на пересечении лингвистических и математических методов, лингвистики и психолингвистики. Активное развитие междисциплинарных наук, объединяющих лингвистику и программирование, повлекло за собой исследование ключевых слов для информационно-поисковых систем. Прерогативой вопросно-ответных систем является верное индексирование и компрессия информации [1], а именно точный анализ текста с выделением центральных фраз, позволяющий облегчить поиск нужных документов в сети Интернет. Несмотря на то, что информация генерируется многочисленными информационными системами, накапливается в различных базах данных, необработанной информации гораздо больше. На данном этапе развития технологий методика релевантного поискового образца документа совершенствуется. Именно поэтому проблема важности выделения ключевых слов является предметом рассмотрения в статье.
Неоспорим тот факт, что не все слова в тексте несут высокую понятийную нагрузку. Исследователи обращают внимание на иерархию языковых средств в тексте, на существование в нём доминантных и субдоминантных языковых средств [4]. Есть слова, которые могут представить текст в сжатом виде, при этом достаточно точно отражая содержание исходного текста. Ключевое слово, по определению парижского лексиколога Г. Маторе [3], это обозначение чувств и идей, связанных с надеждами участников коммуникации. Однако иногда бывает сложно выделить основные звенья в цепочке слов, отражающих чувства и идеи автора, поэтому выбор ключевых слов является очень непростой операцией.
В попытке понять природу ключевых слов, советский филолог А.Н. Соколов провел эксперимент, суть которого заключалась в выявлении наиболее значимых для понимания слов в английском тексте. Испытуемым предлагалось прочесть сложный текст и выявить слова или фразы, которые помогали понять содержание целых предложений. Такие слова получили название ключевых [3]. Итак, ключевые слова – это слова, наиболее решающие и существенные для понимания содержания текста, это центральные или, иначе говоря, доминантные элементы, при изменении которых меняется смысл темы.
Для различения ключевых слов от второстепенных следует учитывать, что первые встречаются в тексте довольно часто. Хотя данный критерий вызывает сомнение в связи с пренебрежением смыслового веса слов. Касаясь вопроса поисковых систем, существуют статистические методы подсчета, определяющие вероятность значимости тех или иных слов в тексте. Лингвистический анализ дает более логичное заключение, но трудоемкость метода заставляет совмещать его со статистическим анализом, что приводит к наиболее точным результатам. Так, следующим критерием для определения обобщающих слов становится информационная насыщенность: максимум информации на минимальном пространстве. Чем тяжелее и весомее слово, тем оно сильнее концентрирует смысл и, соответственно, значимее для реципиента, у которого возникают определенные ассоциации с выделяемым словом. В процессе развертывания информации от одного ключевого слова происходит притягивание других не менее важных слов и словосочетаний, что формирует цельность и связность элементов. По словам В.Д. Черняк, «ключевое слово – толчок к обогащению мысли»; оно, «всплыв на поверхность сознания, начинает вытягивать системно-релевантные для него… ассоциаты и связи» [7, c.29], осуществляя процесс понимания. В итоге, строясь по системе встречного порождения, набор ключевых слов в качестве семантического ядра образует «текст – примитив» [6, с.37], максимально компрессированный текст, который легко воспроизводится по четким структурным связям или «смысловым вехам» [5, с.114], по которым происходит ориентировка в содержании текста. Итак, ключевое слово способно в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст, при этом не приводя к абсолютно идентичной или различной интерпретации.
Количество ключевых слов имеет большое значение, ведь при их недостатке смысл текста не будет раскрыт полностью, а при избытке может быть затронута лишняя информация, мешающая ясному восприятию основной идеи. По мнению Л.В. Сахарного и А.С. Штерн, для качественного раскрытия темы будет достаточно 7-10 слов – объем, не превышающий оперативную память человека. Нижняя граница оперативной памяти составляет 5 единиц [6].
Подчеркивая необходимость выявления ключевых слов, в частности в текстах научного плана, исследователями отмечаются их следующие функции:
1) ключевые слова отражают, маркируют тему текста;
2) передают обобщенное содержание текста, ограничивают направление ассоциаций читателя, он быстро ориентируется и выбирает именно те элементы, которые нужны для детального изучения, не тратя времени на чтение всего текста;
3) служат созданию целостности;
4) задают функциональный стиль текста (стиль текста сохраняется при его развертывании);
5) воссоздают текст, свободный от субъективного восприятия автора, так как опираются на основные смысловые точки содержания;
6) являются средством научной коммуникации (использование ключевых слов в предметных каталогах, журналах способствует облегчению поиска научной информации, ускоряет процесс обмена научными данными);
7) набор ключевых слов позволяет определить контексты слов с максимальной предсказуемостью, что позволяет восстановить смысл текста, препятствуя появлению «сбоев» при понимании [4].
Заметим, что художественная литература обладает идеонастраивающей функцией, поэтому восстановить литературное произведение по ключевым словам гораздо сложнее, так как количество интерпретаций текста может быть довольно велико по причине того, что основная мысль автора заключена в эстетически значимых компонентах произведения, что способствует усилению его выразительности. Это необходимо для реализации основной идеи, мысли, точки зрения, которую отстаивает автор [1]. Ключевое слово в художественной литературе понимается, прежде всего, как концепт, обобщение авторских суждений через одно емкое слово, иногда отражающее все творчество писателя. Например, для кладбищенской поэзии Юнга концептами являются: смерть, ночь.
Для текстов официально-делового и научного стилей, приоритет которых состоит в информировании читателя и передаче определенных знаний, ключевые слова являются неотъемлемыми составляющими для усвоения информации. В научном тексте, где понимание логической цепочки рассуждений является первостепенной задачей, ключевые слова выступают как маяки для интересующегося читателя. Рассмотрим ключевые слова в первом законе механики, который звучит следующим образом: Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние. Таковыми являются: тело, приложенные силы, движение.
Информационная насыщенность текстов публицистического стиля также велика, но и не игнорируется функция воздействия на зрителя или читателя [2]. Например, реклама напитка может сопровождаться словами: свежесть, насыщенный вкус. Завлекая потенциального покупателя, акцентируется внимание на ключевых для него деталях.
Таким образом, ключевое слово – многофункциональное понятие, так как текст любого стиля опирается на идею, которая раскрывается посредством определенных значимых слов. Разница заключается лишь в том, что стремится донести автор до читателя и какой функцией наделяет свой текст: когнитивной, эстетической или воздействующей. Какой бы она ни была, выборка ключевых слов позволяет легче осмыслить главную идею любого материала: научной статьи, поэтического произведения или новостной ленты.
Список использованной литературы
1. Боярский, К.К. Введение в компьютерную лингвистику. Учебное пособие. – СПб: НИУ ИТМО, 2013. – 72 с.
2. Виноградов, С.Н. К проблеме интерпретации структуры текста. – Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – № 5. – 2010. – С. 346-350.
3. Даркулова, К.Н., Ергешова, Г. Необходимость выделения ключевых слов для свертывания текста //Электронный научный журнал Международный студенческий народный вестник. – Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции 15 февраля – 31 марта 2014 года.http://www.scienceforum.ru/2014/476/70.
4. Москвитина, Т.Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте. – Филология и искусствоведение. – № 11. – 2009. – С. 277-283.
5. Новиков, А.И. Семантика текста и её формализация. – М.: Наука, 1983. – 215 с.
6. Сахарный, Л.В., Штерн, А.С. Набор ключевых слов как тип текста // Лексические аспекты в системе профессионально-ориентированного обучения иноязычной речевой деятельности. Пермь: Пермский политехнический ун-т, 1988. С. 34-51.
7. Черняк, В.Д. Текстовые проекции глагольных синонимических рядов // Проблема исследования слова в художественном тексте. Л., 1990. С. 27-38.