Доступность репертуара для восприятия и исполнения

Последнее требование к произведениям, включен­ным в программу,— быть доступными для детского восприятия и исполнения.

Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика отвечают объему тех представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок того или иного возраста. Однако язык музыки различен по степени сложности. Сравним две фортепианные пьесы плясового характера. Одна — русская народная мелодия «Ах, вы, сени» в обработке В. Герчик, подвижная, плясовая, с несложной гар­монизацией. Другая — «Камаринская» П. Чайковского из «Дет­ского альбома». Русская народная мелодия здесь также яркая и образная, но изложена композитором в вариационной форме. Каж­дая вариация имеет свой характер и динамику (вначале звучание тихое, оно постепенно нарастает и опять стихает).

Не меньшее значение для детского исполнения имеет степень сложности и в песнях. Если сравнить мелодии песен, взятых из репертуара для различных групп детского сада, то можно уви­деть, что эти песни отличаются по диапазону, своеобразием интер­вальных ходов, продолжительностью музыкальных фраз и труд­ностью произнесения слов в тексте.

Произведения для игр, упражнений, плясок также отличаются развитием музыкальных образов, построением, гармоническим сопровождением, темповыми и динамическими изменениями, а также постепенной усложненностью движений. Все это необходимо учитывать при отборе программного репертуара, помогающего раз­витию музыкально-ритмических навыков детей разных возрастных групп.

Помимо рекомендованных в программе песен, игр, плясок, хо­роводов, упражнений, можно использовать и другие. Музыкальный репертуар постоянно пополняется вновь созданными произведения­ми, иногда очень интересными, отвечающими современным условиям. И надо приветствовать, что 'эти произведения звучат на детских праздничных утренниках и вечерах развлечений. Однако необходимо помнить, что такой дополнительный материал может иметь место, если песни и игры соответствуют программным требованиям и исполь­зуются с учетом конкретных условий работы с детьми.

Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд пре­имуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это

Стр. 29

в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.

Программный репертуар распределен в течение года по кварта­лам с учетом следующего:

подбирается в определенном усложнении с учетом особенностей каждой игры, песни, хоровода;

разучивается в соответствии с общевоспитательными задачами текущей жизнью, современными запросами ребенка-дошкольника. Поэтому тематика песен, игр, хороводов должна отражать обще­ственные события, праздники, сезонные явления и связанную с этим деятельность детей и т. д.

Музыкальная литература

Репертуар выполняет важную функцию музыкаль­ного воспитания дошкольников. Планомерно осуществляя задачи эстетического раз-

вития ребят, педагоги детских садов успешно используют музы­кальную литературу, которую выпускают издательства нашей стра­ны. Назовем некоторые из этих пособий: «Октябрь», «Наш Ленин», «Первомай», «Люблю маму» и др.; учебно-методическое пособие «Музыка в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной, в кото­ром музыкальный материал соответствует «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Разнообразны тематические сборники о временах года, деятель­ности детей: «Всегда найдется дело», «Птичье новоселье» и др. Произведения для детей раннего возраста входят в серию «Мы любим музыку». Издаются детские оперы, музыкальные сказки, музыкальные игры и пляски, песни зарубежных авторов.

Большинство пособий и сборников составлены и составляются научными работниками, опытными методистами, ведущими музы­кальными руководителями детских садов: Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской, Е. Н. Соковниной, Т. П. Ломовой, В. К. Ко­лосовой, С. И. Бекиной, Е. Н. Квитницкой, Е. П. Новой и др.

Изданию музыкальной литературы для детей уделяют большое внимание творческие союзы композиторов и писателей, министер­ства просвещения, Академия педагогических наук.

Музыкальные произведения, которые призваны осуществлять задачи воспитания, обучения и развития дошкольников, должны отвечать требованиям художественности, доступности и соответство­вать педагогическим задачам.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте основные принципы построения программы музыкального воспитания.

2. Раскройте особенности различных видов музыкальной деятельности, их общие и специфические черты.

3. В чем проявляется взаимосвязь музыкально-практических навыков и музы­кально-образовательных сведений?

Стр. 30

4. Перечислите основные художественно-педагогические требования к музыкаль­ному репертуару.

5. Каковы особенности песенного репертуара в зависимости от возраста детей?

6. Назовите разнообразные формы организации детской музыкальной деятель­ности.

7. В чем сходство и различие музыкальных занятий и самостоятельной музыкальной деятельности ребенка?

8 В чем специфика работы музыкального руководителя и воспитателя?

9. Проанализируйте последовательное усложнение задач музыкального воспитания (см. таблицу 1) и приведите конкретный пример.

10. Проведите полный музыкальный анализ знакомой детской песни.

11. Расскажите о структуре сборника «Музыка в детском саду».

12. Возьмите для примера песню или танец, указанные в программе, и раскройте их соответствие программным требованиям.

13. Расскажите о формах организации музыкальной деятельности детей, которые вы наблюдали в детском саду.

Стр. 31

Наши рекомендации