Мода как предмет социально-гуманитарного познания

Человек обладает знанием об окружающей вселенной, о самом себе и продуктах своей жизнедеятельности. Это основание позволяет разделить формы познавательной деятельности на естественнонаучные и социально-гуманитарные. В отличие от естественнонаучного знания, объект исследования которого природа, предметом гуманитарного познания выступает мир человека, а не просто вещь как таковая. В гуманитарной сфере знания объектом изучения является сам субъект познания. Продуктом же деятельности людей становится общество, и социальное познание исследует эту деятельность. Таким образом, социально-гуманитарное познание формируется науками о человеке, истории, культуре, изучает законы функционирования общества и объективные закономерности социального развития.

«В социально-гуманитарном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-всеобщего, закономерного. Это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия» [5, с. 105]. По Г. Риккерту предметом социально-гуманитарного познания следует определять культуру, как совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи [4, с. 629]. В отличие от природы, которая «есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту», культура есть то, что «непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям» [6, с. 56]. В объектах культуры заложены ценности, «сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности» [6, с. 58]. Гуманитарное познание, таким образом, направлено на индивидуализированные явления культуры с отнесением их к ценностям [4, с. 629].

Явлением, отражающим господствующие культурные ценности общества, можно назвать моду. Интерес к нему обусловлен значительным уровнем влияния, которое мода оказывает на преобразование социальной, экономической, культурной и других сфер жизнедеятельности человека. Мода – «феномен общественной жизни, характеризующийся временным выделением определенных объектов из общей массы как особо популярных, обладающих определенным характеристиками, одной из которых является новизна» [1, с. 284]. Моде присуща тенденция к постоянному движению и инновациям. Наиболее благоприятные условия для этого создаются в условиях современного динамичного общества массового потребления. Играя роль регулятора социального поведения индивидов и групп, мода сама может выступать как форма социального действия, что является предметом анализа моды как явления общественного [7, с. 106].

«Вопреки повседневному словоупотреблению мода принадлежит, прежде всего, не миру вещей, а миру людей. Вещи сами по себе не меняются под влиянием моды; их изменяют люди, приписывающие им значения, взаимодействующие между собой и с культурой» [2, с. 10]. Понятие моды сформировалось в повседневном языке, лишь позже став объектом научного познания. Это обстоятельство оказывает большое влияние на определение рассматриваемого явления в различных значениях и интерпретациях как научного, так и обыденного характера. «И это вполне естественно, так как в гуманитарных науках (а именно их объектом, прежде всего, и является мода) вообще собственно научное знание теснейшим образом переплетается с житейским; нередко они проникают друг в друга» [2, с. 6]. «В самом широком смысле мода определяется как существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры» [7, с. 103]. Однако эта внешняя форма, лишь отражает общественное и культурное содержание. В связи с чем, сущность моды без изучения социокультурного контекста не раскрывается, оставаясь на уровне поверхностных суждений.

Мода, как идеальный объект, является реальным и действующим фактом и фактором социальной жизни. С одной стороны, выступает как форма социального действия, с другой – обозначает перемены, происходящие в обществе. Инновационный характер, отражающий процессы социальных трансформаций, определяет моду как актуальный объект исследований в социально-гуманитарном познании. При этом мода как явление целостное и универсальное выходит за рамки отдельных наук, имеет междисциплинарный характер. Мода изучается в социологии, экономике и политологии, как культурный феномен с присущими ей ценностными факторами, интересна философам, культурологам и антропологам; внешние материальные проявления моды находят отражение в искусствоведении, истории костюма и теории дизайна. Массовое проявление моды описывается в социальной психологии, теории массовой коммуникации.

Мода как социокультурный феномен находит отражение в широком спектре наук о человеке и обществе. Ускорение темпов социального и экономического развития, усиление информационного обмена, возрастающее значение массовых коммуникаций, сегодня как никогда ранее, резонирует с инновационным аспектом моды, что выводит ее в разряд особо значимых регуляторов социального поведения в современном мультикультурном постмодернистском обществе.

библиографический список

1. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – М.: Наука, 1994. – 160 с.

2. Некрасова Н.А. Тематический философский словарь: учеб. пос. /Н.А. Некрасов, С.И. Некрасов, О.Г. Садикова. – М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. – 164 с.

3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / пер. с нем.; общ. ред. и предисл. А.Ф. Зотова. – М.: Республика, 1998. – 413 с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

4. Алексеенко Л.В. Социология моды: классический социологический дискурс о моде // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. – №6. – C.284-288. – URL: http://elibrary.ru/download/69608743.pdf

5. Гришаева Т.А. Мода как феномен современной культуры: автореф. дис. … канд. филос. наук: 24.00.01 / Юж. федер. ун-т. – Ростов н/Д., 2008. – 24 с. – URL: http://dlib.rsl.ru/01003451213

6. Жуликова О.В. О многообразии форм научного знания // Социология в системе научного управления: матер. IV Всерос. социолог. конгресса / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ. – М.: ИС РАН, 2012. – С.629-630. – URL: http://www.isras.ru/VSK_IV_partion.html?section=42&printmode

7. Хаустова А.А. Мода как социальный феномен и объект социологического анализа // Власть. – 2013. – №2. – С.103-106. – URL: http://elibrary.ru/download/87657906.pdf

А.Л. Зарова, Н.С. Чекан

Наши рекомендации