Тема 2. ТРУДОВАЯ ШКОЛА В РОССИИ И США

Задачи изучения темы:сопоставить развитие идеи трудовой школы и ее практическое воплощение в учреждениях Советской России и школе-лаборатории Дж. Дьюи; оценить историческое значение трудовой школы и возможность ее возрождения в современных условиях.

Вопросы к теме:

1. Критика традиционной школьной системы в работах Дж. Дьюи, П.П. Блонского, С.Ф. Шацкого. «Коперниковский переворот» в педагогике рубежа XIX-ХХ вв.

2. Сущность педагогики экспериментализма Дж. Дьюи. Цель и содержание школьного образования.

3. Основные положения официального проекта Единой трудовой школы.

4. Характеристика трудовой школы в работах П.П. Блонского.

5. Понимание трудовой школы С.Ф. Шацким.

6. Характеристика программ ГУСа.

7. Восстановление классно-урочной системы в школах России.

Методические указания:

При ознакомлении с учебной литературой и педагогическим творчеством Дж. Дьюи, П.П. Блонского, С.Ф. Шацкого выбирайте только те работы, которые имеют непосредственное отношение к раскрытию поставленных вопросов. Прочитайте в Хрестоматии (или найдите в Интернет) Проект Единой трудовой школы (1918 г.). При подготовке ответов старайтесь избегать необоснованных оценок, а также излишних, несущественных пояснений.

Литература:

1. Малькова З.А. Джон Дьюи – философ и педагог-реформатор // Педагогика. - 1995. - № 4.

2. Ведровская Р.Б. Школа 20-х: поиски и результаты. - М., 1993.

3. Дьюи Дж. Школа и ребенок // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. - М., 1974. - С. 335-342.

4. Дьюи Дж. и Э. Школы будущего // Там же. - С. 342-348.

5. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева и др. ; под ред. З.И. Васильевой. – 5-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – С. 371-397.

6. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / сост. А.В. Овчинников. – М.: Академия, 2000. – С. 250-263 (С.Т. Шацкий), 292-309 (П.П. Блонский).

7. Основные принципы единой трудовой школы / А. Луначарский // История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1988. – С. 45-52.

8. Горшкова В.В. Педагогическая философия Дж. Дьюи: монография / Е.А. Митковец, В.В. Горшкова. - Петрополис, 2008 – 168 с. – Электронная библиотека «Книгофонд» - http://www.knigafund.ru/books/42663.

9. Интернет-ресурсы.

РЕФЕРАТ

Тема: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Методические указания. В своей работе Вам предстоит выделить и доказать, какие факторы послужили основой создания учреждений общественного дошкольного воспитания в России и за рубежом, начиная с XVIII века. Указанная в списке литература является лишь ориентиром: Вы можете построить свою работу на основе использования других источников.

Проследите, как изменяются причины создания общественных дошкольных учреждений, какие виды детских учреждений получают приоритет, как меняется взгляд на взаимоотношение семейного и общественного воспитания. Не уходите от темы реферата! Включайте в текст соответствующие цитаты из первоисточников.

Вы можете начать работу, к примеру, с анализа причин создания Воспитательных домов Бецким, затем обратиться к учреждениям, которые организовывал Уильдерспин, Оберлин, Одоевский и др. Далее покажите, в чем состоит принципиальное отличие в понимании роли дошкольных учреждений Фребелем и его последователями. Проведите проблемный анализ работ Вентцеля, Свентицкой, Тихеевой и др. Особое внимание уделите изменениям взглядов на роль дошкольных учреждений и режим их работы, происходящим после Октябрьской революции.

В заключении кратко обобщите изложенный материал и докажите, является ли возникновение учреждений общественного дошкольного воспитания объективной закономерностью социального развития.

Литература:

1. Уильдерспин С. Воспитание маленьких детей, или о важности воспитания детей бедняков // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 1986 (1974). – С. 177-188.

2. Фребель . Детский сад // Там же. – С. 207-235.

3. Бецкой И.И. Генеральный план Московского Воспитательного дома // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. - М., 1999 (1987, 1976).

4. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. - М., 1999 (1987, 1976).

5. Свентицкая М.Х. Наш детский сад // Там же.

6. Декларации по дошкольному воспитанию 1917, 1920 // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. - М., 1988.

7. Литвин Л.Н. Идейные основы дегуманизации дошкольного воспитания в советской педагогике 20х годов // Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. - Пермь, 1993.

8. Якушева Ю.М. Социальные основы сиротства // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования: Межвузовский сборник научных трудов. Часть II. - Пермь, 1997.

И другая литература по выбору студента.

РЕФЕРАТ

«Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков».

Методические указания.Сначала прочитайте выбранные произведения (не менее пяти), обращая внимание на то, как автор характеризует сущность педагогики, ее предмет. Какое определение педагогики дает автор? Какое место, по его мнению, педагогика занимает в ряду других наук, что является ее источником? Выпишите соответствующие теме цитаты, расположите их в определенном порядке (например, по дате написания произведения). Не расширяйте тему реферата! Не следует, к примеру, обращаться к рассмотрению проблем воспитания подрастающего поколения или к раскрытию значения педагогического творчества автора.

Подобрав необходимый материал, обдумайте его, выделите главную идею Вашего реферата. Напишите введение (в пределах 1 страницы), в котором постарайтесь объяснить, как Вы понимаете «проблему определения статуса педагогики» и зачем для решения этой проблемы Вы обращаетесь к работам педагогов прошлых веков.

После этого напишите основную часть реферата, используя разные способы цитирования. Особое внимание обратите на связность изложения, сопоставляя (или противопоставляя) идеи разных авторов. Объем основной части составляет от 5 до 10 страниц.

В заключении (1 страница) кратко обобщите материал, подведите итоги проведенного Вами поиска путей решения проблемы определения статуса педагогики. Оформите титульную страницу реферата и список использованной литературы в соответствии с общими требованиями.

Учебное пособие Ф.А. Фрадкина не является обязательным для изучения, но оно может помочь Вам в написании текста реферата. В «Антологии…» представлены работы, обратившись к которым Вы можете дополнить Ваш реферат. При необходимости Вы можете сократить список обязательной литературы (убрать 1-2 источника), используя произведения из «Антологии…».

Литература

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 22-39, 372-376.

2. Каптерев П.Ф. Педагогика - наука или искусство? // Избранные педагогические сочинения / под ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 1982. - С. 49-62.

3. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 51-53.

4. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. – С. 205-232.

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (Введение) // Педагогическая антропология / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001. – С. 76-85.

Дополнительные:

6. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / сост. А.В. Овчинников и др. – М.: Академия, 2000. (Ельницкий К.В. Педагогика (с. 14-18); Вахтерев В.П. Основы новой педагогики (с. 112-117) и др.)

7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики / Ф.А. Фрадкин, М.Г. Плохова, Е.Г. Осовский. – М.: ТЦ СФЕРА, 1995. – 160 с.

Наши рекомендации