Принципы обучения. Классификация принципов обучения
В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деятельности, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся.
Принципы обучения определяются прежде всего задачами, стоящими перед системой образования, тем социальным заказом, который обусловлен обществом и государством.
На развитие принципов, несомненно, оказывают влияние достижения самой педагогической науки, исследующей пути совершенствования процесса обучения и более полного удовлетворения требований, предъявляемых обществом, жизнью к образованию и воспитанию подрастающего поколения.
Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация дидактических принципов обучения: научности, наглядности, доступности, системности, систематичности, преемственности, познавательной активности, индивидуально-личностного подхода, связи обучения с жизнью (А.В. Усова).
в обучении в качестве дидактических используют следующие принципы:
наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации;
системности как целенаправленного упорядочения знаний и умений обучающихся;
активности и самостоятельности обучающихся или ограничения их зависимости от педагога;
взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения;
доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;
народностикак обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.
Принципы обучения – начало, исходное положение.
Имеет двоякую природу и выполняет две разные функции:
1. Отражает объективные связи во взаимодействии преподав-ля и обуч-го на различных этапах формирования ЗУН. МПО активно исп-ет принципы системности знаний, межпредметных связей, преемственности в формировании понятий и профес.направленности обучения.(дидактические принципы)
2. Включает в себя метод.принципы, содержащие конструктивный аспект взаимодействия субъектов в обуч-и.
Методич.принцип – конкретизированное выражение спец.требований к деят-ти преподавателя, детерминирующее конкретные методы работы учащихся на уроке по конкр.предмету.
А.П. Беляева выделяет след-ие спец-ие принципы:
· единство и взаимосвязь общего, политехнического и профессионального обр-ия;· мобильность;· стабильность;· динамичность;· комплексные межпредметные связи;· унификация;
· дифференциация.
При установлении перечня тем, их последовательности и распределения часов м/д ними решающими принципами яв-ся:· научность;· связь еории с практикой;· систематичность;· доступность;· унификация;
· дифференциация.
Принцип научности.при изучений предмета у уч-ся д. формироваться достаточно целое и верное представление о содержании и структуры науки, лежащей в его основе.
Связь теорий с практикой. Согласование тем предмета и последовательности его расположения относительно производственно обучения.
Систематичность в обучении. Уч-ся должны овладевать ЗУН в строго определённом порядке, предполагающем логическую обоснованность последовательного изучения материала.
Доступность. Изучаемый материал по объёму, содержанию и методам преподавания соотв-л возрасту и уровню подготовки уч-ся, их физическим силам и познавательным возможностям.
Унификация.Создание типовой учебно-программной документации в двух-трёх модификациях, учитывающих особенности характера и содержания труда. Это позволяет сократить кол-во уч-ых программ, улучшает организацию управления учебными заведениями, способствуют повышению эффективности всего учебно-воспт-го процесса. На основе данного принципа унифицированны учеб. планы группы профессий рабочих по металлообработке: токарей, фрезеровщиков, слесарей и т.д. Все планы имеют единую структуру, в них отведено одинаковое число часов на экзамены, каникулы и консультации, для них определён и единый перечень предметов общеобразовательного цикла.
Дифференциация.
Дифференцированный подход к распределению часов м/д темами плана в зависимости от рабочей профессии и типа учебного заведения.