ТЕМА 2. Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования.

Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.

Владение методом педагогической экспертизы как показательпрофессиональной компетентности менеджера дошкольного образования,
предпосылка успешной педагогической деятельности. Роль педагогической
экспертизы в развитии рефлексивной деятельности менеджера. Экспертные
оценки и перспективное планирование развития дошкольного

образовательного учреждения. Экспертные оценки и педагогический аспект как контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного образовательного учреждения.

ТЕМА: 3. Комплексная экспертиза деятельности ДОУ в процессе аттестации и аккредитации.

Сущность, значение и задачи лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений.

Технология экспертной оценки при лицензировании дошкольных образовательных учреждений. Технология экспертной оценки при аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений. Математическая обработка данных в педагогическом экспертном исследовании.

Нормативно-правовые документы по проведению аттестации и аккредитации ДОУ в России. Государственный стандарт дошкольного образования как основной нормативный документ прямого действия, определяющий толкование статьи 43 Конституции и Закона РФ «Об образовании».

Федеральный и национально - региональные компоненты государственного стандарта дошкольного образования.

Использование экспертных методов при оценке различных программ образовательных учреждений.

ТЕМА: 4. Экспертная оценка работы педагогов и руководителей ДОУ.

Цели, задачи и основные принципы аттестации педагогических и руководящих кадров в образовании. Самоанализ как первоначальный этап педагогической экспертизы. Выявление достоинств и недостатков в деятельности дошкольного учреждения, ее возможные улучшения.

Оценка качества методических пособий. Методические рекомендации к созданию авторской разработки.

Технология экспертной оценки при аттестации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных учреждений.

Пакет документов по самоаттестации, технология их оформления.

Предмет экспертизы на этапе работы экспертной комиссии. Порядок создания, сроки и график работы экспертных комиссий. Механизм проведения и обеспечения гуманистического характера аттестации, основные методы работы экспертов. Процедура принятия и формирования заключения экспертной комиссии по аттестации дошкольного образовательного учреждения.

Возможность обжалования экспертного заключения комиссии по аттестации в судебном порядке.

Процедура аккредитации. Уровни аккредитации дошкольных учреждений по трем категориям.

ТЕМА: 5. Педагогическая диагностика как средство экспертной оценки и основа принятия управленческого решения.

Значение педагогической диагностики для повышения качества образовательных услуг дошкольного учреждения. Сущность понятия «диагностика педагогического процесса», значение диагностики в повышении качества образовательных услуг дошкольного учреждения.

Общая характеристика методов диагностики Ц1111 дошкольного образовательного учреждения и основные этапы диагностирования. Специальные методы диагностики для выявления эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, семье; определения уровня освоения основных видов детской деятельности; готовности к обучению в школе; исследования микроклимата в педагогическом коллективе и т.д. Вариативность методик диагностики. Способы фиксации результатов наблюдения. Технология анализа результатов диагностики, количественный и качественный анализ педагогических фактов и явлений, графический способ представления результатов исследования. Необходимость комплексного использования методов диагностики.

Педагогическая диагностика экспертной оценки реализация образовательных программ.

Экспертная оценка результатов диагностики как основа принятия менеджером управленческого решения.

Содержание практических занятий

Практическое занятие №1

Тема:Экспертные оценки и научно-практическая экспертиза в теории и практике дошкольного образования.

Основные понятия:экспертиза, экспертные оценки, качество образования, оценка качества образования

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. В чем суть термина «экспертные оценки в образовании»?

2. Чем вызвана необходимость экспертных оценок и в каких областях применяются экспертные методы в педагогике?

3. Как экспертные оценки в образовании и научно-педагогическая экспертиза связаны с мониторингом качества образовательных услуг?

4. Какие документы служат нормативно-правовым основанием для научно-педагогической экспертизы?

5. Из каких квалификационных умений складывается система мониторинговых умений менеджера дошкольного образования?

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятий, виды учебной деятельности студентов

Подготовка к занятию предполагает готовность к

· анализу конкретных ситуаций (case-study), связанных с проблемой комплексной экспертизы деятельности ДОУ, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

· семинару-дискуссии, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;

· «мозговому штурму», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов для выполнения методического практикума.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании. - М., 2010.

2. Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования: опыт разработки, реализации и экспертизы образовательной программы ДОУ /С.В. Кузьмин. – М.: Обруч, 2010. –128 с.

3. Мониторинг в детском саду. – Научно-методическое пособие /коллектив авторов. Спб. – 2010.

4. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература:

5. Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

6. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор – составитель О.А.Скоролупова. – М.: Издательство Скрипторий 2003. – 104 с.

7. Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

8. Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада: пособие для дошк. образ, уч­реждений. - М., 2005.

9. Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.

Задания для СРС:

1. Внимательно прочтите определения и аргументированно докажите,
какие из них наиболее полно раскрывают сущность базовых понятий
изучаемого курса.

2.Проведите мини-исследование для выявления того, что понимают под качеством дошкольного образования воспитатели, руководители дет­ского сада и родители дошкольников разного возраста. Объясните причи­ны вариативности суждений.

3. Изобразите графически основные области применения экспертных методов в педагогике.

4. Объясните причины создания и развития экспертно-диагностической службы, обеспечивающей мониторинг качества образования.

5.Определите роль стандарта в экспертной оценке качества образова­тельных услуг (на примере деятельности дошкольного учреждения).

Практическое занятие №2-3

ТЕМА.Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования.

Основные понятия:экспертиза, экспертные оценки, качество образования, оценка качества образования

Вопросы для обсуждения:

1. Экспертные оценки и педагогическая экспертиза как функция менеджера дошкольного образования

2. Педагогическая экспертиза в структуре управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятий, виды учебной деятельности студентов

Подготовка к занятию предполагает готовность к

· анализу конкретных ситуаций (case-study), связанных с проблемой комплексной экспертизы деятельности ДОУ, ее коллективное обсуждение, позволяющее познакомить студентов с вариантами разрешения конкретной проблемной ситуационной задачи;

· семинару-дискуссии, включающий элементы «мозгового штурма», который строится на основе диалогического общения участников в процессе обсуждения и разрешения теоретических и практических проблем;

· «мозговому штурму», актуализирующий организацию коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей и способов для выполнения методического практикума.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Крулехт М. В., Тельнюк И. В. Экспертные оценки в образовании. - М., 2010.

2. Кузьмин С.В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования: опыт разработки, реализации и экспертизы образовательной программы ДОУ /С.В. Кузьмин. – М.: Обруч, 2010. –128 с.

3. Мониторинг в детском саду. – Научно-методическое пособие /коллектив авторов. Спб. – 2010.

4. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература:

5.Денякина Л.М. Контроль как инструмент управления. М., 2000 г., - 87 с.

6. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении / Автор – составитель О.А.Скоролупова. – М.: Издательство Скрипторий 2003. – 104 с.

7.Контроль функционирования и развития ДОУ. Составители В.Корепанова, И.А.Липчанская, - М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.

8.Комарова Е. С. Как оценить работу детского сада: пособие для дошк. образ, уч­реждений. - М., 2005.

9.Нормативно - правовая база функционирования дошкольных образовательных учреждений. Методические рекомендации из опыта работы / Сост. Хлопова Т. П., Легких Н. П., Якушева Л. Г., Гусарова И. Н. - Краснодар, 2003.

Задания для СРС:

· Провести социологическое исследование с помощью анкеты Л. М. Денякиной данной в учебном пособии (6). Анкету и ее анализ представить письменно.

· Выделите основные компоненты контрольно-диагностической функции руководителя дошкольного учреждения.

· Перечислите и раскройте виды контроля (письменно).

· Опишите технологию осуществления контроля.

· Заполнить графы таблицы, предлагая наиболее эффективные методы диагностики и экспертных оценка основных объектов контроля при проведении в детском саду тематических проверок.

Наши рекомендации