Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

А. Сбор анамнестических сведений

Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.

Наследственность

— Наличие алкоголизма у родителей.

— Нервно-психические заболевания родителей.

— Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.

— Задержка речевого развития у родителей или близ­ких родственников.

— Заикание у родителей.

— Заикание у сестер и братьев.

— Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.

— Характерологические особенности отца и матери.

— Обстановка в семье.

— Жилищно-бытовые условия.

Беременность и роды у матери

— От какой беременности родился обследуемый (ая).

— Чем закончились предыдущие и последующие бе­ременности матери.

— Особенности внутриутробного развития.

—Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физи­ческие травмы в 1-й, 2-й половине беременности; другие заболевания и вредности.

— Особенности течения родов (срочные, преждевре­менные, со стимуляцией и пр.)

— Особенности течения послеродового периода (зак­ричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, ро­довые травмы).

— Приложен к груди (сразу; на.........сутки).

— На грудном (искусственном) вскармливании до.......

Период до 1-го года

— Семейные условия.

— Сон, аппетит.

— Инфекционные заболевания.

— Соматические заболевания.

— Мозговые заболевания.

— Мозговые травмы.

— Спокойный, беспокойный.

— Формирование навыка опрятности.

— Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста

— Семейные условия.

— Инфекционные заболевания.

— Соматические заболевания.

— Мозговые заболевания.

— Мозговые травмы.

— Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

— Время выделения ведущей руки, наличие переучи­вания.

— Адаптация в дет. яслях, дет. саду.

— Основные черты характера (спокойный — возбуж­денный, подвижный — замедленный, уравновешен­ный — капризный и т.д.).

— Основные черты поведения (капризность, слезли­вость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).

Речевой анамнез

— Время появления гуления и лепета.

— Особенности гуления и лепета (активность, мно­гообразие звуковых комплексов, характеристика го­лосовых реакций).

— Время появления первых слов.

— Время появления простой фразы.

— Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фра­зовой речи.

— Наличие и выраженность итераций.

— Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).

Условия воспитания ребенка

— Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с ма­терью, бабушкой).

— Особенности речевой среды: контакты с заикаю­щимися или лицами с другой речевой патологией;

при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении.

— Особенности речевого общения с ребенком, недо­статочность речевого общения, стимуляция речево­го развития ребенка (в каком объеме читалась детс­кая литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколь­ко быстро запоминал, в каком объеме).

— Культурно-бытовые условия в семье.

Развитие заикания

— Возраст, в котором появилось заикание.

— Предполагаемые причины и характер возникно­вения заикания (остро, психогенно, без видимой при­чины и пр.).

— Наличие периода мутизма.

— Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

— В каких условиях облегчается — ухудшается речь.

— Изменилось ли поведение ребенка с момента по­явления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, не­гативизма, страхов, энуреза и пр.).

— Отношение ребенка к своему речевому дефекту.

— Какие меры принимались для устранения речево­го дефекта (лечение у врача, посещение логопедичес­ких занятий, пребывание в специальных учреждени­ях системы здравоохранения или системы народно­го образования — детский сад, школа).

— Продолжительность и результативность лечения и обучения.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

— Имеют ли место частые конфликты в семье — чрез­мерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечат­лениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).

— Отношение членов семьи к речевому дефекту заи­кающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заи­кающегося и др.)

Для детейдошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

— Имеются ли черты тревожности в характере заи­кающегося ребенка.

— Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).

— Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.

— Уровень развития игровой деятельности ребенка.

— Склонность ребенка к определенным играм.

— Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.

— Предпочитает играть в одиночестве или в коллек­тиве детей.

— Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

— Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрас­том или проявляется реже, чем раньше).

Для детейшкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

— Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу

— Адаптация в школе.

— Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный от­вет и т.п.). Какой из способов ответа на уроке пред­почитается ребенком.

— Успеваемость.

— Характер контактов со сверстниками.

— Характер взаимоотношений с родителями.

— Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.

Длявзрослых заикающихся

в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты:

— Наличие логофобии и возраст, в котором она по­явилась.

— Какие меры принимались для коррекции заикания.

— Какие приемы использовались в целях уменьше­ния речевых судорог и страха речи.

Наши рекомендации