Педагогическая диагностика с помощью информационных и коммуникационных технологий
Под воздействием информатизации происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей: в экономике, науке, образовании, культуре, здравоохранении, бытовой сфере. Эти изменения столь масштабны и глубоки, а их влияние на жизнедеятельность общества столь значительно, что можно вполне обоснованно говорить о формировании на нашей планете принципиально новой информационной среды обитания — автоматизированной инфосферы.
Главные проблемы информатизация образования связаны с подготовкой учебно–методических комплексов нового поколения и формированием принципиально новой культуры педагогического труда.
Процесс информатизации образования в Республике Беларусь развивается по следующим четырем основным направлениям.
1. Оснащение образовательных учреждений современными средствами информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) и использование их в качестве нового педагогического инструмента, позволяющего существенным образом повысить эффективность образовательного процесса. Начавшись с освоения и фрагментарного внедрения компьютеров в традиционные учебные дисциплины, средства ИКТ стала развивать и предлагать педагогам новые средства и организационные формы учебной работы, которые в дальнейшем стали использоваться повсеместно и сегодня способны поддерживать практически все стадии образовательного процесса.
2. Использование современных средств ИКТ, информационных телекоммуникаций и баз данных для информационной поддержки образовательного процесса, обеспечения возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно–методической информации, как в своей стране, так и в других странах мирового сообщества.
3. Развитие и все более широкое распространение дистанционного обучения, позволяющего существенным образом расширить масштабы и глубину использования информационно–образовательного пространства.
4. Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его уровнях, обусловленные стремительным развитием процесса информатизации общества. Эти изменения сегодня ориентируются не только на все большую общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики, но также и на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального информационного общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков.
Анализ перечисленных выше направлений развития процесса информатизации образования показывает, что его рациональная организация в интересах дальнейшего научно–технического, социально–экономического и духовного развития общества представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научно–организационную и социальную проблему.
В БелГУТе применяется комплексный подход к проблеме информатизации, а сам процесс распространяется на все стадии подготовки и реализации педагогического процесса.
Образовательная компетентность студентов основывается на актуализации их внутренних ресурсов и внешних ресурсов.
К внутренним ресурсам относятся ценностно–смысловые компетенции; к внешним – учебно–познавательные компетенции и информационные компетенции.
Таким образом, как одним из средств повышения компетентности и положительной мотивационной направленности на профессиональной деятельность, которые необходимо совершенствовать с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
В настоящее время средства ИКТ вполне определенным образом влияют на формирование и развитие психических структур человека и его деятельности, совершенствуя различные компетенции.
Говоря о методах, как способах упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленных на решение комплекса задач специальных дисциплины, целесообразно выделить такие методы как:
наглядные (показ, демонстрация и пр.);
практические (лабораторные работы и практикумы),
стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса);
проблемно–развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский);
личностно–ориентированного обучения (метод проектов, кейс–метод).
Форма обучения реализуется через лекции, лабораторные работы, педагогические практики, семинарские занятия.
Формирование компетентности будет успешным при использовании средств ИКТ, конечно, при условии, что педагог должен сам обладать определенными навыками работы в области информационных и коммуникационных технологий.
Среди всех имеющихся на сегодняшний день выделены следующие средства ИКТ, возможные для использования при проведении психолого–педагогической диагностики в ВУЗе:
мультимедиа ресурсы (как лекционный теоретический материал и вспомогательный материал для практических и лабораторных работ);
гипертекст (основная форма представления содержания теоретического материала)
компьютерные программы (как основное средство для автоматизированного контроля знаний, проведения и обработки результатов исследований);
Интернет ресурсы (как источник самообразования);
Средства моделирования и система “виртуальная реальность” (как источник получения умений и навыков на практических и лабораторных работах.)
Основная трудность заключается в том, что нельзя просто добавить существующие средства ИКТ к существующей дидактической системе преподавания спецдисциплин в ВУЗе.
Необходимо осуществить интеграцию ИКТ с инфраструктурой образования с учетом исторических, психологических и философских аспектов проблемы, опираться на определенные теоретические концепции учебного процесса в целом и дидактически систематизированные основы соответствующей научной дисциплины в частности.
Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки студентов может эффективно осуществляться при создании определенных организационно–педагогических условий.
Под организационно–педагогическими условиями, являющихся условиями формирования ключевых компетенций в процессе профессиональной подготовки студентов, понимаем совокупность содержания и структуры предметного образования, учебно–методического обеспечения и инновационной образовательной среды, обеспечивающих успешное решение поставленных дидактических задач.
По каждой дисциплине есть учебная программа, которая отражает структуру ее содержания и учебно–методическое обеспечение процесса формирования ключевых компетенций.
Среди них необходимо выделить следующие структурно–содержательные единицы:
нормативная и учебно–программная база;
учебно–методический комплекс, ориентированный на компетентностный подход;
мониторинг качества учебного процесса, опирающегося на компетентностный подход.
Инновационную среду в данном случае будут обеспечивать информационные и коммуникационные технологии.
Говоря об учебно–методическом комплексе, ориентированном на компетентностный подход необходимо формировать и развивать умения и навыки студентов по предмету через такие формы ИКТ как гипертекст и использование компьютерных программ, а так же через мультимедиа ресурсы, т.е. различные средства моделирования и систему «виртуальная реальность». При этом традиционная учебная и учебно–методическая литература должна являться главной составляющей образовательного процесса, с одновременным переходом в другую плоскость – плоскость виртуальной реальности и гипертекстовый формат.
В этом случае средства ИКТ могут решить проблему не только проведения и обработки результатов учебной и научной деятельности студентов, но повлиять на формирование и развитие способности использовать усвоенные знания на практике с помощью различных средств моделирования.
Однако кроме вышеперечисленных средств, в формирование структуры компетентности обязательно входит мотивационный компонент, т.е. готовность к проявлению этой самой компетентности.
При повышении образовательного уровня, личные ценности расширяются и включают в свой круг всё больше социальных и гуманитарных ценностей и постепенно превращают студента в социально–активную личность.
Сформированное в процессе обучения по дисциплинам специальности ценностное отношение к профессиональным знаниям обеспечивает научное мировоззрение; социальную активность личности; определяет тип поведения и деятельности на основе культурологических, общечеловеческих (нравственных, религиозных, этических) и социальных (производственных, экономических, правовых, политических) ценностей, способствуя становлению аксиологической компетентности индивида. Результатом такого обучения становится повышение профессиональной компетентности обучающихся.
В этом случае приобретенные знания и умения по дисциплине являются не результатом образования, как при традиционном обучении, а средством решения задач в будущей профессиональной и повседневной деятельности инженера.
В связи с этим необходимо сделать вывод о том, что организационно-педагогические условия формирования компетентности в процессе профессиональной подготовки студентов представляют собой совокупность таких средств информационных и коммуникационных технологий, как технологии мультимедиа, технологии гипертекста, компьютерные программы, средства моделирования и система “виртуальная реальность”, а также Интернет ресурсы.