Примерная тематика мини-исследований
Семья и родители глазами учащихся.
Отношение школьников к школе и классу.
Интересы и досуг школьников.
Трудности в общении школьников.
Круг общения школьников.
Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Климат в коллективе.
Социально-психологическая аттестация коллектива класса.
Какой твой характер? (тестирование).
К чему ты стремишься в жизни? (Изучение ценностей и потребностей).
Наши отношения.
Методические рекомендации по составлению характеристик
Примерная схема психолого-педагогической характеристики
Личности школьника
Общие сведения о ребенке
1. Анкетные данные (ФИО, дата рождения, школа, класс, специализация класса).
2. Сведения о состоянии здоровья ребенка (болеет часто, средне, редко, хронические заболевания).
3. Успеваемость.
4. Внешкольные занятия (систематические).
Проявление личностных качеств в поведении ребенка.
5. Направленность интересов ребенка на:
- учебную деятельность;
- художественно-эстетическую;
- спорт;
- отношения между людьми;
- другую деятельность.
6. Отношение к делу, учению (нравится ли ученику учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):
- общественная активность-пассивность;
- трудолюбие-леность;
- ответственность (всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело) – безответственность;
- инициативность (выступает зачинателем дел) – пассивность;
- организованность (умеет правильно распределять свою работу) – неорганизованность;
- аккуратность (содержит вещи в порядке, опрятен, подтянут);
- стремление к успеху (стремится и добивается успеха в каком-либо деле).
7. Отношение к людям (взаимоотношения с классным коллективом, учителями, отношение класса к ученику):
- коллективизм (проявляет ли ученик заботу по отношению к другим ученикам класса или наоборот проявляет отчуждение, изолированность);
- честность, правдивость;
- справедливость;
- общительность (охотно ли вступает в контакт с людьми);
- вежливость, тактичность.
8. Отношение к себе (переоценка или недооценивание себя, как реагирует на поощрения и взыскания):
- скромность или, наоборот, рассказывает, хвастается о своих достижениях, достоинствах;
- уверенность в себе, т.е. выполняет ли задания, поручения без помощи других или нуждается в одобрении и помощи других;
- стремление лидерству (стремится ли во всем быть первым);
- самокритичность (выслушивает справедливую критику или отвергает любую критику, отказывается признавать свои очевидные промахи).
9. Волевые качества:
- смелость;
- решительность, принимает ли ответственное решение без колебаний;
- настойчивость (всегда ли добивается намеченного, не отступает перед трудностями).
10. Положение ребенка в классе:
- авторитет в классе (пользуется авторитетом во всем классе или у отдельных учащихся);
- отношение учеников в классе (пользуется симпатией, антипатией, равнодушием у большинства в классе или у отдельных учеников).
Особенности психических процессов и эмоций
11. Внимание (легко ли и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснение учителя, слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему это интересно или медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке).
12. Память (при заучивании предварительно разбирается в структуре и смысле материала, запоминает легко или для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки).
13. Мышление (быстро схватывает суть материала, удовлетворительно понимает объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе или отличается медленным темпом обдумывания и решения задач).
14. Общий эмоциональный тонус (постоянно оживлен, активен, оптимистичен или наоборот вял, апатичен, грустен).
15. Эмоциональная уравновешенность (обычно спокоен или подвержен к сильным эмоциональным вспышкам, живо реагирует на любые жизненные явления).
Общая характеристика личности школьника, выводы, рекомендации(сильные и слабые стороны ученика, какие проявления черт характера, познавательных особенностей ученика следует развивать, а какие наоборот мешают развитию школьника, т.е. подлежат коррекции, дальнейшее направление воспитательной работы).