Карта первичной индивидуально-психологической профконсультации
Дата |
Класс |
Фамилия, имя, отчество
Возраст Школа
/. Состояние здоровья: а) здоров, б) функциональное отклонение, в) хроническое заболевание. Заключение подросткового врача. //. Информированность о мире профессий:
а) полная
б) недостаточная
в) отсутствует
///. Наличие профессионального плана:
профессия________________________________________
учебное заведение__________________________________
IV. Сформированность профессионального плана:
а) сформирован
б) частично сформирован
в) не сформирован
V. Осознанность выбора профессии:
VI. Ведущие мотивы:
VII. Сведения из «Анкеты оптанта»:
любимые занятия ____ ______
предпочитаемые профессии
опыт работы____________
успешность обучения по дисциплинам:
естественным точным______ ,
гуманитарным_______ труду_________
а) ярко выражены (в какой области деятельности?)
б) не выражены
VIII. Интересы и склонности ДДО: П—Т—Ч—3-Х -- карта
интересов: 1-2-3-4-5-6-7-8-9—10—11-12-13 - 14- 15-
16—17-18—19-20—21—22-23-24—25-26—27—28--29.
IX. Коммуникативные и организаторские склонности:
К - 1, 2, 3, 4, 5;
О- 1,2,3,4,5.
X. Выраженность профессиональных интересов и склонностей.
XI. Особенности поведения:
XII. Заключение профконсультанта:
а) оптант не нуждается в углубленной профконсультации
(профплан обоснован, профплан сформирован в процессе кон
сультации)___________________________________________
б) оптант нуждается в углубленной профконсультации ___
Рекомендации профконсультанта: область деятельности, профессия
Пути профессионализации___________________________
Запасной вариант профессионального выбора
Домашнее задание__________________
Противопоказанные сферы деятельности
Психолог-консультант:
(подпись)
В углубленной профконсультации необходим анализ индивидуальных особенностей каждого ученика. Результатом обобщения всех характеристик является индивидуальная психологическая карта. Приведем конкретный пример такой карты.
Ф.И.О. Гурьев Андрей Васильевич
Школа № 28 г. Северодвинска
Класс V «Б»
Возраст 10 лет
Здоровье: отклонений нет, 1-я группа, здоров
Нейродинам ика
Сила нервной системы (теипинг-тест) = 46 — среднеслабый тип нервно]'! системы для правой и левой руки.
Исследование перцептивно-мыслительной деятельности
1. Внимание:
а) корректурная проба (кольца Э. Ландольта):
А (точность) - 11 (9 — 11 ср.)
Е (продуктивность) = 4
Данные свидетельствуют о средней точности и низкой продуктивности;
б) объем внимания (таблица Ф.Д. Горбова):
А = 282 сыр. - 7 шк. ед.— низкий уровень;
в) концентрация внимания.
А = 13 сыр. = 7 шк. ед.— низкий уровень концентрации внимания;
г) избирательность внимания (тест X. Мюнстенрберга):
А-34 сыр.-5 шк. ед.- низкая концентрация внимания.
Данные исследования свойств внимания свидетельствуют в
целом о низком его уровне.
2. Образное мышление (исключение лишнего слова):
А = 25 сыр. = 8 шк. оц.— низкий уровень образного мышления.
3. Память образная (предъявление фигур):
А = 20 сыр. = 5 шк.— низкий уровень образной памяти.
Данные исследования памяти, мышления и внимания свидетельствуют о низком уровне перцептивно-мыслительной деятельности.
Личностные особенности
1. Опросник Айзенка:
Э-14, Н-6, Л-4.
Экстраверт, эмоционально-стабильный,
2, КОС К = 0,7, О = 0,65 — высокий уровень коммуникатив
ных склонностей, а организаторских — ниже среднего.
природа техника |
3 ДДО Е.А.Климова:
человек | знак | худ. образ | |
11. Р. В Овчарова
-е. | Гуманитарные | Вывод: поверхностные интересы, отсутствие отрицательных и положительных выборов в 7 сферах деятельности из 19 предложенных свидетельствуют о недостаточном уровне осведомленности учащегося о мире профессий, а большинство положительных выборов (транспорт, журналистика, право, астрономия) и явное отрицание сферы обслуживания свидетельствуют о влиянии возрастных и половых различий. Данные анкеты ученика: Андрей в будущем мечтает стать крановщиком, как и его отец. Любимые предметы — труд и физкультура. Нелюбимый предмет — русский язык. В свободное время предпочитает чтение художественной литературы, "-.{тает все подряд, без разбора. Сегагы и кружки не посещает. Успешность обучения (средний балл) |
-р^ | Естественные | |
LU | Мате мати чес кие | |
L/> | Н •а S i |
+ | отношение | |
математика | ||
- | астрономия | |
ю | биология | |
медицина | ||
сельское х- во | ||
- | лесное х- во | |
- | NJ | журналистика |
искусство | ||
- | география | |
~ | обществ, п. | |
ю | право | |
KJ | транспорт | |
педагогика | ||
рабочие спец. | ||
- | обслуживание | |
строительство | ||
К) | легкая нром, | |
- | техника | |
эл.техника |
<? ч а
s s тз
а я ч | s а | Ь] И у ^ т?' С^ 2 g os f3 8 g ё I -• Г ------------------------------------------------------------ i » ^- | ||||
CD | ТЗ | >— J | i i > | Q | l^ | |
О О | 4> CD О | -1 N | о | 3. ч | И Р | 1 р |
^ | С s | S J=° о | р я | Ч X | ч я | |
гп | о i | 7s I II | Ja Р а | CD | J3 CD | << |
о | 0" о | О (^ to - ё 3 | р о а | лове | Sa о | о я о |
Е | о ч | § II | тз CD Ja | « | | а о | о |
О i—1 | CD | i | о | |||
о х | а | a p | О) | X | ч | тз |
Р | i^ "Ъ>- | а | ti | " | s | |
:_! s | CD 3 » | CD | о | я о | о | |
а о | ь -^ tr- . n | •с о •9- | сстве | га Т! о | р a a Q | |
s | *5 | CD | а | О | ||
о | я | |||||
ч | С | а Е | S | |||
о | о | S: | "S | — | ||
я CD О | i | о о\ тз | CD я | о | ||
я | fo | о | CD | |||
О | о | » | a | О | ||
ТЗ | CD | w | ||||
о | сз |
ITf
с> Р
— и
4- ^ Р
I -f CD
I -J
О в) J1
CD 2 'И 1
Г * В
•£ * ко
2 к 5с a
х v тз
' Я О g
Е с S
~" р р
a 5 х
S a "
7ч а. -,_.
ё |
р р ^
ч о я
g 2 s
й 8 |
•1 Ч *
р а I тз я |
а •с о |
1^5
D II i | п оз > fa II II il a nj о\ Е Н + о | :а ы л a a s я Р CD К CD О CD 0" а а ч -к , со у} 5* tj Р Ш >— I CD >< £ aC3CDXCD>r3C_ 1 £ о | 9 $ S 1 '-' Хч ^ ш ^ СС CJ1 s» ,3 етчЗ £ И о о .£ тз — о р ;J w тз н°оо;~йрс п ^ ° g ^ ' и • | Можно пок шение личное- | ем родителей i ний о професс | Р ^"ct 3 §| |Т^ §рс^1 w Z -1 > Sc х * -а от « ^Я8^ р о "9- 2 3 | |||||
о | li x n 75 | ,— >-1 ,— Г1 О | Г" i> | 3 К | S | р "®" о S | CD | |||
щее большинство п сдержанны, облада | чень непоказательнс туемых спокойств» | ков характерна з\ ность). | эттелу следующие: )бщительность высо] орошо развитые уме (моциональная стаб( | нчила музыкальную >в при музее изобра: in театра, живописи южественный образ> 1ческий тип (А ~ 10 | нна С. хочет работат «Карта интересов» | !ать на примере одн 1ых характеристик с | учителей. Необходи; их. | тно здоров. Плохо и сионалъный план н; армированы. НапраЕ льных интересов и с | р о о о тз s Sc | и> |
одростков нетерпеливы, не-1ют завышенной самооцен- | ie для данной группы испы-ie, благодушие. Подавляю- | кая. твенные способности, шьность (хотя для подрост-моциональная нестабнль- | школу, занимается в труп-зительных искусств, много . Ее выбор на 100% опреде ->. Показатель по тесту Гол-'). | ь в области искусства, быть показывает, что выбор не | ой из испытуемых соотно-будущим професс иональ- | мо также расширение зна- | [Нформирован о мире про-а данный период имеется, шение работы -- формиро-;клонностей с привлечени- | балл школьной успеваемо- | ||
S
S
l
0
Х
I s
s о
o?"
о 5 3 ° =
7* Н -_р Cd S 111
чй е о
^ Q ?>
» в С
Е *< ^
| 3 И
о ь
о О а
» от х
о а
о Ьз о
3 Т"
G = 5------- коллективист, любит внимание к себе, любит
совместную деятельность.
Кроме того, по фактору Q4 = 12+ мы видим высокую старательность, стремление к достижению цели.
В данном случае личностные характеристики прекрасно соотносятся с пониманием своего места в жизни,
Владислав В. свой выбор конкретно не назвал, сформулировал его так: «в области науки». Испытуемый очень нелегко пошел на разговор, но был чрезвычайно удивлен точностью данных по тесту Кэттела. После этого он сказал, что хотел бы работать в области прикладной математики, как он сам говорит, быть «кабинетным работником».
По Голланду — это яркий интеллектуальный тип - - 13. Такой же высокий интеллектуальный показатель по Кэттелу (8 +). В то же время фактор А (общительность -- замкнутость) = 2 —. Показатели С (эмоциональная стабильность — нестабильность), D (фактор темперамента) — в пределах средних данных. Фактор Т7 (озабоченность — беспечность) отрицательный, что говорит о серьезности, рассудительности, высоком самоконтроле. По отрицательному фактору У (сензи-тивность) — это человек независимый, жесткий, самоуверенный, реалистичный. Очень высокий фактор (>(коллективизм — индивидуализм) говорит о нестандартности внутреннего мира, разумности, осторожности. Высокий показатель по фактору G (самодостаточность -- приверженность группе) — такой человек независим, самостоятелен, может самостоятельно принимать важные решения. С этим показателем коррелирует показатель по фактору Q3 (высокий — низкий контроль «Я») — не считается с общественным мнением, конфликтен, поступает как хочет. В то же время положительный показатель по фактору Q4 (расслабленность — высокое рабочее напряжение) дает информацию о высокой старательности, стремлении в достижении цели, энергичности, некоторой раздражительности.
В данном случае личный выбор подростка также очень гармонично сочетается с психическими особенностями личности. Таким образом, профессиональное консультирование учащихся требует от психолога глубокого знания професснограмм (какие квалификационные требования существуют н каждой профессии) и психограмм (какие психофизиологические качества необходимы человеку для овладения той или иной профессией).
Задача формирования или коррекции профплана учащегося должна решаться совместными усилиями самого подростка, педагогов, родителей и школьного психолога с учетом сильных и слабых сторон его личности.