Материалы и инструменты росписи
· Краски – это основа творчества в технике росписи текстиля. Их различают по способу разведения. Одни краски разводят спиртом, другие водой. Качественные краски не имеют неприятного запаха, характеризуются чистотой цвета и высокой светоустойчивостью. Краски по шёлку более жидкие, акриловые краски по текстилю – более густые и на ткани не растекаются, в отличие от красок по шёлку. По производству материалов для батика имеются три известных фирмы: «Marabu Silk», «Dekola», «Javana». Закрепляются краски с помощью утюга или пара, соответствующей ткани температуры.
· Кисти – важнейший рабочий инструмент художника, от которого во многом зависят качество, свойства и результат конечной работы. Для батика применяются синтетические, нейлоновые, колонковые, куньи, беличьи кисти. Очень важными характеристиками являются впитываемость и форма кистей. Применяются в основном остроконечные круглые (для деталей и свободной росписи), плоские (для крупных участков) и веерные (для создания эффектов и структуры) кисти. Оптимально иметь кисти от № 2 до 15, для различных участков работы.
· Ткань независимо от техники должна быть из натуральных волокон: хлопчатобумажные ткани (лучше использовать для первого опыта росписи), натуральный шёлк средней плотности, креп, крепдешин, креп-шёлк, креп-кашибо, шифон, сатин.
· Подрамники или раздвижные рамы -одни из самых необходимых предметов в росписи тканей.Первые небольшие работы можно делать на больших пяльцах для вышивания.
· Резервирующий состав– состав, который применяется для создания резервирующей линии, которая служит барьером для красителя в процессе росписи. Позволяет создавать по заданному шаблону замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.
· Декоративные акриловые контуры по ткани бывают разных цветов и с различными эффектами: цветные матовые, цветные перламутровые, металлик, с блёстками, цветные с блёстками, объёмные.
· Пластиковая палитра или одноразовые стаканчики (можно использовать ячейки из-под яиц).
· Тканевая палитра. Натягивается на пяльцы для вышивания. Она необходима для проверки поведения краски на ткани такого же качества и цвета и для смешивания цветов.
· Крепления для ткани: кнопки с длинным тонким острием (гвоздики, или силовые), специальные трехзубчатые кнопки для батика (для шёлка), канцелярские зажимы, булавки,также ткань можно крепить на строительный стэплер.
· Стеклянная трубочка или пластмассовый тюбик с тонким наконечником,применяется для качественного нанесения на ткань резервирующего состава.
· Аэрограф или баллончик для распыления применяются в основном в свободной росписи для нанесения красителя на шёлк при трафаретной росписи.
· Шаблон – это четкий, имеющий замкнутые линии (либо незамкнутые, если это предусмотрено самим автором в качестве одного из эффектов), и окончательный рисунок композиции, который в последующем будет перенесен на ткань.
· Карандаш в батике используется для перенесения композиции на ткань.
· Фен. С его помощью можно ускорить процесс высыхания краски. А также создание различных эффектов, например жёстких контуров, или направленных в сторону разводов на ткани.
· Дистиллированная вода необходима для разбавления или осветления жидкого красителя. Водой из-под крана пользоваться не стоит, т.к. даже незначительное содержание в ней извести может вызвать со временем нежелательные изменения в работе.
· Сольможно использовать для достижения интересных живописных эффектов.
· Спирт используется для разведения красок, он улучшает их растекаемость по шелку. Дело в том, что спирт впитывается тканью быстрее, чем вода, соответственно быстрее испаряется.
· Бумажные салфетки или полотенца могут понадобиться для чистки или сушки кистей, также они предохранят работу от нежелательных клякс.
· Соломинки для коктейля также помогут художнику в достижении необычного эффекта. Для этого необходимо подуть через соломинку на каплю краски, нанесенную на шелк.
· Камешки, бусины, бисер, стразы, ракушки с их помощью можно украсить работу и придать ей объём.
· Утюг понадобится для закрепления красителей на ткани.
Приемы и средства росписи
«Холодный батикпредставлен тремя техниками:
· «Классический» – создается методом наведения резервирующих линий, ограничивающих замкнутые плоскости, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой;
· «Многослойный» – создается также по витражному принципу, но при этом используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга;
· «Незамкнутая графика» –расписывается без использования замкнутых плоскостей, в этой технике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.
Свободная росписьвключает в себя три техники:
· «Акварельная техника» – ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а также росписи специальными поролоновыми кистями по-сухому;
· «Трафаретная техника» – рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллончиков для распыления краски;
· «Графика по свободной росписи» – создается с применением солевой техники и наводки графики резервом.
Растяжка одного цвета позволяет выполнить плавный переход разной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя). Нужно развести три красителя разной светлости, добавляя разное количество воды. Начиная с самого светлого тона, накладываем более насыщенные цвета рядом и сразу размываем, затем чистой кистью проходим сверху для более выровненного перехода.
Растяжка цвета от белогопозволяет выполнить плавный переход от белого в цвет разной тональности, например от белого, в красный. Разводятся три колера одного цвета и разной тональности, и наносятся один рядом с другим с небольшим наложением, затем линия стыка размывается кистью.
Переход из цвета в цветпозволяет выполнить плавный переход между красителями различного цвета и тона (например, между желтым, зеленым и синим). В формочках для колера составьте три краски разных цветов, различных по интенсивности тона. Роспись начинается с самого светлого цвета, в данном случае желтого с наложением цвета последующего слоя (зеленого) при растяжке. Из желтого в зеленый создаётся плавный переход из цвета в цвет, затем продолжается роспись синим тоном. Далее из цвета в цвет наложение цвета происходит также, как это описано при растяжке цвета от белого.
Роспись по «сырому» – технический прием, позволяющий создавать различные живописные эффекты, такие как «Жатая фольга», «Мятый лист бумаги» и т.д. Составьте три разных по интенсивности тона (слабый, средний, насыщенный) трех выбранных вами цветов. Приготовленная шелковая ткань смачивается водой и по-сырому кистью делается роспись красками первого, «слабого» тона. Затем по-сырому делается роспись красками второго, «среднего», а затем и третьего, «насыщенного» тона с использованием растяжек цвета.
Гладкая роспись – технический прием, позволяющий наносить краситель на шелк без разводов, ровно и плотно. Это необходимо при росписи средних и больших плоскостей композиции, особенно при решении фона. Краска выбирается достаточно насыщенного тона, и определяются границы заливки на плоскости ткани. Роспись начинается с края изделия с таким расчетом, чтобы двигаться в одном направлении - направляя кистью край наносимого тона вперед. Роспись ведётся без остановок так, чтобы край наносимого тона не успел подсохнуть и зафиксироваться.
«Живописный» резерв – приём дополнительного декорирования расписываемой поверхности. Применятся в технике «графика свободной росписи». После росписи ткани красками, на участки композиции наносится черный резерв приёмом «живописного» резерва, то есть наносится задуманный рисунок, такие линии имеют исключительно декоративный, а не резервирующий характер. Чтобы получить «живописную» линию, более жидкий резерв набираем в стеклянную трубочку с носиком диаметром не менее 1 мм. Наводим линию не плавно, а, наоборот, импульсивно и раскованно, меняя угол наклона носика трубочки.» [3]
«Многослойная роспись»
Используя бесцветный контур, ткань окрашивается в несколько слоев, от светлой краски к более тёмной. Наносим на сухую ткань резерв. Он уже будет цветным, а если на его «пути» встретятся переходы цвета, то еще и разноцветным. В следующих слоях наносим более интенсивные цвета. Если по ним нанести резерв, и он примет цвет фона, то контур в работе станет разноцветным, как и краска на том, или ином месте. И завершаем работу темными цветами – расставляем необходимые акценты, что позволяет придать изделию более сложное колористическое звучание. Особенно часто этот прием применяется при создании станковых композиций.
Солевая техника – эффектный технический приём, позволяющий создавать необыкновенные фактуры. Необходимо знать, что наиболее интересные фактуры получаются при росписи насыщенным цветом. При светлом тоне цвета, солевая техника не эффектна. Распишите поверхность, используя прием перехода из цвета в цвет, подсушите ткань при комнатной температуре в течение 1 – 2 минут. С высоты примерно 15 – 20 см. от поверхности росписи насыпьте на ткань крупные кристаллы соли. Соль должна распределиться равномерно по всей росписи. Насыпанная на влажную поверхность соль вступает в реакцию с красителем, после высыхания удалите соль с ткани.
Роспись с применением солевого раствора
Роспись производится двумя способами: по «сырому» и по «сухому». Особенностью этого приема является то, что перед началом росписи ткань пропитывается соляным раствором.
Роспись по «сырому» – этот прием выполняется только на шифоне. Делаем 20%-й солевой раствор и пропитываем им всю поверхность ткани, используя соль крупного помола из расчета 1 столовой ложки с горкой на 100 мл воды. В формочках для колера составьте несколько тонов различной интенсивности, как было описано раньше. Не дожидаясь высыхания ткани, сделайте роспись. Дайте росписи высохнуть.
Роспись по «сухому».Солевым раствором пропитать всю поверхность ткани. Дать ткани высохнуть. Кистями разного размера нужно перенести небольшое количество концентрированных красителей разных цветов на палитру так, чтобы цвета не смешивались между собой. Окуните один край поролоновой кисти в краситель, потом середину в другой цвет, а второй край – в третью краску, также роспись можно сделать баллончиками разных цветов, также использовать трафареты из оргалита или пластика. Наводить графику нужно полусухой кистью с минимальным количеством красителя, только тогда она будет тонкой и изящной позволяет расписывать за один прием сразу несколькими цветами. Затем кисть промокните о салфетку, чтобы убрать излишки краски. Можно дополнить роспись наведенной тонкими колонковыми кистями, графикой.Трафареты изготовьте по рисунку росписи.
Технический прием «Трафаретный набрызг»создается методом набрызга расплавленного воска кистью из щетины при помощи накладывания трафаретов на ткань.
Набрызг «Через сетку»
В данном приёме трафаретом является сетка. Первым слоем наносится светлая по тону краска. Затем накладывается сетка и кистью из щетины наносится воск. Составляется колер второго, более насыщенного, чем первый, цветового тона и распишите всю плоскость ткани. Краситель войдет в ткань, не покрытую воском, и в результате получится темная сетка на светлом. Протрите и высушите роспись вдали от источника тепла, затем удалите воск с ткани.
«Набрызг от листа» Для данного приёма выполняется заливка краской светлого тона, затем накладывается лист бумаги на ткань углом и наносится краска более тёмного тона, чем первый слой. Листы бумаги накладываются в разные места, и так происходит до достижения необходимого результата. Получается рисунок из треугольников.
Батик «Прямой» - «Многослойный». Приём последовательной фиксации слоев росписи (от цвета ткани – белого) с увеличением интенсивности цвета в каждом новом слое. В данной технике можно расписывать композиции в «позитиве» и «негативе». Эти приемы отличаются друг от друга последовательностью наложения различных по интенсивности цветовых тонов на плоскости фона и самой композиции. В «позитиве» фон композиции расписывается в последнюю очередь.
Роспись валиками.
Композиция расписывается в три-четыре перекрытия, цветами различной насыщенности тона. Делается фон краской светлого тона. Затем, малярными валиками не очень большого диаметра и разной ширины, нужно провести необходимые для композиции элементы (проводя валиком по ткани прямо или наклоняя для рваных эффектов). Наносится краска немного темнее предыдущего слоя, композиция высушивается и данный процесс повторяется нужное количество раз.
Техника скрытого резерва
Используя технику скрытого резерва, можно сделать незаметными контурные линии в тех случаях, когда этого требует творческий замысел. Если вначале всю поверхность натянутой на раму ткани увлажнить и нанести краску большими заливками с переходами цвета, а после полного высыхания ткани бесцветным резервом наметить рисунок и расписать его красками, более темными или яркими, нежели первоначальный фон, то линия контура будет скрыта фоном, станет незаметной. Можно еще раз после высыхания ткани нанести резервом контуры новых фрагментов рисунка и окрасить их, в свою очередь, более темным цветом. Такая сложная роспись создает эффект послойного наложения, при этом контурные линии становятся невидимыми.